Дисклеймер: все, написанное ниже, основано на субъективном видении темы автором материала. Всем, кого интересует сама лекция, советую прочитать до конца и посмотреть запись.
Вы еще помните те времена, когда компьютерные игры считались исключительно развлечением для гиков и не воспринимались бизнес--сообществом всерьез? Так вот, забудьте об этом! Миллиарды долларов крутятся в сфере разработки игровых цифровых продуктов и (на минуточку, объем рынка игр только в 2019 году составил больше $148 миллиардов), логично, что попасть в эту индустрию мечтают многие молодые и перспективные специалисты.
Можно сразу сказать, что существует 2 направления, по которым человек может отправиться покорять сферу цифровых развлечений. Первое – это войти в состав коллектива одной из существующих компаний, а второе – стать инди-разработчиком и открывать свою собственную игровую студию.
В этом материале поговорим о первом способе.
Статья подготовлена на основе моих впечатлений от открытой лекции Олега Доброштана, директора по развитию и обучению в компании 101XP, преподавателя образовательной программы “Менеджмент игровых проектов” в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Там учат геймдизайнеров и руководителей игровых проектов и как раз в рамках этого обучения и проходила данная лекция.
Итак, предположим, вы решили попытать счастья и пройти собеседование в игровую компанию. На что потенциальные работодатели будут обращать внимание в первую очередь, если у вас нет опыта работы в индустрии? В первую очередь, на ваш игровой опыт. Чем больше и квалифицированнее вы играете, тем выше шансы получить «добро».
Олег специально отметил, что игровой опыт - это наигранность в целом. То есть мы не говорим о том, что вы в 30 раз проходите любимую игру. Важно знание рынка и чем он живет. Чем больше игр вы прошли или проходите сейчас, тем лучше.
Для наработки игрового опыта необходимо выбирать популярные жанры и смотреть проекты, которые только-только начали взрывать топы. Вот вам совет – загрузите на ПК, консоль или смартфон топ 10 самых популярных игр на текущий момент и играйте в них до тех пор, пока не поймете базовую механику игры, ее монетизацию и то, какая аудитория в такие игры играет. Играть крайне желательно не только в то, что нравится вам. Играть нужно в то, что нравится аудитории. И на разных платформах. Это - важно. В идеале - сделайте таблицу для аналитики изученных проектов и вносите в нее раз в несколько дней свое мнение по тому, что уже опробовали. Это поможет вам как на стадии потенциального собеседования, так и в дальнейшем при работе в геймдеве.
Еще очень важно понимать - на рынке все диктуется потребительским спросом. Геймдев не исключение. Поэтому - скоре всего, если вы планируете работать в найме, то со значительной долей вероятности вы будете участвовать в создании проектов, которые рынку интересны. Так что ищите либо те компании, которые совпадают с вашими общеигровым профилем, либо те, у которых количество проектов в портфолио больше двух-трех. Лучше - несколько десятков в издании и своя разработка. Например, 101XP.
В любом случае, важно помнить, что рынок диктует условия. И компания, которая создавала на момент вашего прихода классические мощные ААА-тайтлы, постепенно начнет переключаться на разработку сессионных мобильных шутеров. Условно, конечно
Какие люди востребованы в игровой индустрии сейчас?
Это, пожалуй, самый актуальный вопрос.
В целом, индустрия мощно растет и развивается, а институтов по обучению целевым навыкам и знаниям, которые можно будет сразу же применять на практике, пока что крайне мало. Но есть. Например, ВШБИ НИУ ВШЭ.
Хорошим вариантом попадания в геймдев является комбинация обучения и практики в том направлении геймдева, который вам наиболее релевантен.
Наработанное портфолио в интересующем направлении + аналитический взгляд на рынок + английский язык (в 80% случаев) - важные бонусы к попаданию на начальные позиции в геймдеве.
Практиковаться нужно не только в программировании, к примеру, или в дизайне, но и просто играя в популярные проекты, о чем говорилось чуть ранее. Мировые чарты нужно постоянно мониторить и своевременно знакомиться с новинками, выходящими в топы.
Огромным плюсом будет знание иностранных языков, без которых сейчас совсем никак. Шанс попасть для тех, кто не владеет языком сейчас довольно низок - много завязано на зарубежных партнеров и софт, который тоже часто использует английский язык в качестве основного.
Вы сможете устроиться в одном из следующих отделов игровой компании (если рассматривать компанию, которая разрабатывает и издает игры):
Техподдержка – решение различных технических вопросов по играм компании.
Тестирование - команда, которая пристально изучает игровые проекты на предмет багов и ошибок.
Издательская команда – специалисты, отвечающие за подготовку к изданию и последующее издание и сопровождение игр (например, своевременные апдейты проектов).
IT-департамент – разработка и сопровождение различных игровых платформ, адаптация новых механик, системные прослойки, монетизация, автоматизация, систем, поддержка сайтов, форумов и серверов.
Отдел маркетинга – маркетинговое продвижение сервисов и проектов (брендинг, пиар) и закупка трафика.
Дизайнерский отдел – 2D и 3D художники, видеопродакшн
Команда разработки - обычно отдельная структура, внутри которой есть свои программисты для тех платформ, на которых ведется разработка, свои художники (2D и 3D), гейм-дизайнеры и проектные менеджеры
Бэк-офис - все, кто отвечает за поддержание жизнедеятельности команды и за документальное сопровождение - HR-команда, event-менеджеры, структуры обучения и развития, юристы, финансисты, бухгалтерия, административный персонал.
При этом - по опыту докладчика - в игровой индустрии довольно легко можно перемещаться между направлениями - если есть желание и возможности. Минимум бюрократических препонов и очень быстрое принятие решений - все это в геймдеве присутствует.
Конечно, все это очень схематично, реальные компании могут иметь свою уникальную структуру, в которую включены особые отделы под нужды конкретного бренда. Но, в целом, если вы обладаете хоть какими-нибудь практическими навыками, которые можно применить в игровой компании, вы сможете найти себе подходящее место.
Больше шансов попасть в топ-компанию будет у тех, кто:
1.Хорошо знает английский. Умеет на нем разговаривать, не смущаясь.
2.Умеет общаться и выстраивать социальные связи с людьми. Софт-скиллы - важно.
3. В случае, если планирует попасть в компании с зарубежными филиалами, то готов подстраиваться под гибкий график работы или, вообще, переехать за рубеж (некоторые компании набирают людей в иностранные представительства).
4.Имеет хотя бы какое-то портфолио с примерами работ по будущей специальности.
5. Обладает собственным взглядом на рынок, по-настоящему изучает его.
6. Постоянно учится.
7. Знает и читает индустриальные блоги и книги по интересующей его теме.
Если у вас совсем нет опыта в индустрии, то готовьтесь занять место «джуниора», то есть младшего специалиста. Но и на этой вакансии «в среднем по больнице», исходя из нескольких общедоступных оценок рынка, зарплата составляет порядка 30-60к рублей. Карьерный же рост в среднем происходит спустя год-полтора, и тут можно рассчитывать на то, что доход человека увеличится в 1.5- 2 раза в зависимости от качества и скорости его развития в индустрии.
Одним словом, если вы решили отправиться покорять сферу производства и разработки видеоигр и хотите стать частью уже состоявшейся компании, у вас есть все шансы получить «добро». Не стоит бояться обращаться к популярным брендам. Поверьте, они и сами будут рады найти настоящего специалиста, готового трудиться и развиваться вместе с новыми коллегами.
Осталось лишь одно – решиться на первый шаг и все ваши мечты обязательно осуществятся!
Если вы хотите сами прийти послушать интересные лекции про игровую индустрию, то можно на них приходить в Высшую школу бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Они там проводятся на регулярной основе, вход бесплатный по предварительной записи, а посмотреть расписание можно на их сайте в разделе анонсов >>
А еще лектор, на базе лекции которого сделана эта статья, ведет подкаст “Хочу в геймдев”, где те, кто хочет связать свою жизнь с этой интересной индустрией, могут подробнее узнать о том, как это сделать, какие бывают профессии, как на них устроиться, дает примеры тестовых заданий.
Само видео с лекцией: