Сейчас -- фиг знает. А вот тыщу лет назад -- легко. Не веришь? Ща покажу.
В начале эпохи Хэйян жил-был один учёный. Потомственный, между прочим. Его дед преподавал в первом и единственном японском университете. А отец держал частную школу, где готовили будущих военных.
Звали нашего героя Сугавара-но Митидзанэ. Сугавара -- это фамилия такой.
Учёный из Митидзанэ получился замечательный. Он отлично знал китайский язык, изучил классическую литературу, а в обхождении был весьма учтив. Ну и соображалка у Митидзанэ работала великолепно. Настолько, что ему спокойно поручали дипломатические миссии и посещения иностранных посольств.
А потом Митидзанэ вообще стал главой японского университета и любимцем императора. Это сильно испугало представителей клана Фудзивара. И они подтолкнули императора сослать Митидзанэ в провинцию. Практически к тётке, в глушь, в Саратов.
Но император поссорился с Фудзиварами и в пику им вернул Митидзанэ обратно в столицу. А потом вообще сделал правым министром (это третье лицо в государстве, на минуточку так).
Продлилось это не долго. Фудзивары собрались с силами, продавили императора. И бедный учёный отправился в ссылку в самые ебеня -- на остров Кюсю. Где и помер.
И вот тут начинается самое интересное. После смерти Митидзанэ на столицу обрушилась чума. У императора умерли сыновья. Потом столицу разнесло ураганом и ливнями. А напоследок в дворец ещё и несколько раз шарахнуло молнией.
Приближенные императора сочли всё это безобразие местью разгневанного духа Митидзанэ. Чтобы его задобрить возвели храм Китано-Теммангу. А самого покойного назначили сначала богом бурь, а потом и покровителем наук и учебы. Не зря ж при жизни главой университета был.
И вот теперь 25 февраля каждый год в храме отмечают Байка-сай -- Праздник Тэндзина (так стали называть обожествленного Митидзанэ). А так как он при жизни любил восхищаться цветущим умэ, то церемонию почитания бога совместили с церемонией любования абрикосом. Он как раз в это время зацветает.
Церемония представляет собой распитие чая, поедание особых плюшек и собственно любование цветущим абрикосом.
Можно сидеть в специальном павильоне. А можно шоркаться по территории храма.
В процессе церемонии гейши устраивают показательное приготовление чая. По идее, за этим процессом надо спокойно наблюдать и медитировать. Но с учётом количества людей вряд ли это вообще возможно.
Чай, приготовленный гейшами, подают почетным гостям. А всем остальным разносят налитый из общего котла. Но тоже красиво всё выглядит.
А ещё сегодня начинается сезон кэйтицу -- пробуждение насекомых. То есть всё, уже весна. Без вариантов.