Пятидесятые – невероятно насыщенная и колоритная эпоха в жизни страны. Начало хрущевской оттепели, стиляги, “буги на костях”, покорение космоса – все эти события и явления уже давно стали “визитной карточкой” этого времени и, конечно, нашли отражение во множестве произведений искусства. Сегодня мы представляем вам подборку из пяти современных отечественных фильмов, в центре которых – разные грани советских пятидесятых, поэтому доставайте из серванта бабушкин сервиз, наливайте чаю, заводите свою любимую пластинку, и – поехали!
1. “Француз” (2019 г., реж. А. Смирнов)
Картина Андрея Смирнова “Француз” – самый свежий представитель нашей подборки. Вернувшись в режиссуру после восьмилетнего перерыва, автор легендарных “Белорусского вокзала” и “Осени” снял, пожалуй, свой самый исповедальный фильм о временах своей юности, становлении поколения шестидесятников и, самое главное, о неукротимой внутренней свободе. В основе сюжета – история французского студента Пьера Дюрана, приехавшего на стажировку в оттепельную Москву 1957 года и тут же попавшего в круги неофициальной столичной культуры со стихами самиздатовцев, полотнами “лианозовцев” и подпольным джазом. Примечательно, что, как и другая заметная лента об этом времени – “Конец прекрасной эпохи” Станислава Говорухина, – картина Смирнова подчеркнуто снята в черно-белой гамме, что сразу настраивает зрителя на необходимую атмосферу. Не менее интересна и операторская работа – за камеру отвечает Юрий Шайгарданов, снявший легендарное “Собачье сердце” Владимира Бортко. В целом, надо сказать, что “Француз” – пожалуй, одно из самых значительных современных киновысказываний о 1950-х, лишенное типично ностальгической интонации и пытающееся осмыслить саму суть эпохи со всеми ее сложностями и противоречиями – ведь, как известно, без осознания прошлого невозможно построить и будущее.
2. “Стиляги” (2008 г., реж. В. Тодоровский)
Конечно, наш список был бы неполным без знаменитых “Стиляг” Валерия Тодоровского – в свое время эта лента стала крупным событием в отечественном кино и, пожалуй, первым масштабным российским киномюзиклом. По словам режиссера, при работе над картиной многое приходилось делать впервые – разрабатывать особую хореографию, исходя не из сценического, а из экранного пространства, создавать необычный саундтрек, в котором классика русского рока приобретала джазовое звучание, и т.д. Из-за большого объема работы производство картины продолжалось около трех лет, и, чтобы избежать простоя между подготовительным периодом и началом съемок, группа Тодоровского в том же составе за два месяца сняла еще один фильм – молодежный триллер “Тиски”. Примечательно, что “Стиляги” стали заметным событием не только в России, но и за рубежом – в 2011 году фильм вышел в прокат в США под названием “Хипстеры” и получил высокие оценки американских критиков, а оператор-постановщик ленты Роман Васьянов даже был приглашен работать в Голливуд, где продолжает трудиться и по сей день.
3. “Людмила Гурченко” (2015 г., реж. С. Алдонин, А. Имакин)
На волне популярности биографических сериалов о жизни выдающихся деятелей отечественной истории (“Чкалов”, “Орлова и Александров”, “Достоевский”) в 2015 году на телеэкранах появился многосерийный фильм “Людмила Гурченко”. Сценарий картины был написан на основе автобиографических книг актрисы и охватил практически весь советский период жизни и творчества Гурченко – от детства до времен небывалой славы, – однако наибольшее внимание авторы уделили именно 1950-м годам, когда юная актриса только начинала кинокарьеру. Помимо самой Гурченко (которую сыграла Юлия Пересильд), на экране мы можем увидеть множество других известных деятелей культуры того времени, среди которых – Эльдар Рязанов, Иван Пырьев, Сергей Герасимов, Марк Бернес и другие. Кроме того, эта лента заново воспроизводит ключевые эпизоды из фильмов с участием актрисы – например, знаменитый музыкальный номер с “Песенкой о хорошем настроении” из “Карнавальной ночи”. Кстати, интересно, что одним из операторов-постановщиков “Людмилы Гурченко” выступил Вадим Алисов – многолетний коллега Эльдара Рязанова, работавший непосредственно с самой актрисой на съемках фильма “Вокзал для двоих”.
4. “Долгое прощание” (2004 г., реж. С. Урсуляк)
В отличие от “Стиляг”, рисующих 1950-е в подчеркнуто ярких тонах, лента Сергея Урсуляка “Долгое прощание” по одноименной повести Юрия Трифонова переносит нас в сумрачный и заснеженный 1952 год. На дворе – конец сталинской эпохи, а в центре сюжета – молодая актриса Ляля, которая заводит роман со знаменитым драматургом и попадает в драматический любовный треугольник. “Долгое прощание” стало дебютом в кино Полины Агуреевой, которая не только сыграла главную роль, но и исполнила с экрана романс на стихи М. И. Цветаевой. Как и “Француз”, большая часть ленты снята в черно-белой гамме, а в основе музыкального оформления – фортепианное Адажио Моцарта, благодаря чему фильм отличается подлинно “трифоновской” атмосферой – одновременно печальной и возвышенной. “Долгое прощание” получило сразу восемь крупных профессиональных наград, а Полина Агуреева стала одной из самых многообещающих молодых российских актрис и впоследствии сыграла еще в трех лентах Урсуляка.
5. “Отличница” (2017 г., реж. О. Карас)
Как и “Долгое прощание”, многосерийная лента Оксаны Карас “Отличница” не пытается ностальгировать по пятидесятым, а напротив – предельно достоверно рисует нам бытовую, будничную сторону эпохи. В центре сюжета – молодая девушка-лейтенант Ленинградского Угрозыска, которая проходит путь от новичка до опытного криминалиста и попутно прощается со многими иллюзиями юности. После выхода фильма многие критики отметили его идейное сходство с картиной Станислава Говорухина “Место встречи изменить нельзя”, а также единогласно похвалили работу оператора Сергея Мачильского – тот снял каждую сцену фильма “с рук” одним кадром, без монтажа, что позволило добиться мощного эффекта присутствия. Также интересно, что при работе над картиной была проведена особая цветокоррекция, благодаря чему изображение напоминает стиль старых раскрашенных фотографий – этот прием помог существенно обогатить атмосферу ленты. В целом, “Отличница” представляет собой пример добротного исторического детектива, в котором грамотно выстроенный сюжет соседствует со скрупулезной проработкой эпохи, что делает этот фильм заметным представителем своего жанра.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: