О первой дрейфующей станции «Северный полюс» написано немало. Однако в книге «Папанинская четвёрка: взлеты и падения", впервые были собраны и сопоставлены дневниковые записи участников дрейфа, сведены вместе биографии всех четырёх полярников-папанинцев, приведены свидетельства современников и коллег, статьи из газет, выдержки из протоколов официальных заседаний. В итоге перед нами – объёмная и полная картина событий 80-летней давности, подробная иллюстрация эпохи энтузиастов своего дела и настоящих подвижников.
Идею о высадке экспедиции с воздуха на Северном полюсе, впервые высказал Фритьоф Нансен, знаменитый норвежский полярник. Но свою идею он реализовать не успел. Это сделали советские полярники.
21 мая 1937 года самолёт, пилотируемый М.В. Водопьяновым, вылетев с базы на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа), приземлился на Северном полюсе, доставив туда начальника станции И. Д. Папанина, радиста Э. Т. Кренкеля, океанолога П. П. Ширшова и геофизика Е. К. Фёдорова.
6 июня дрейфующую станцию «Северный Полюс -1» официально объявили открытой. Четверка папанинцев обосновалась на льдине, имевшей толщину свыше 3 метров. Снаряжение продумали до мелочей. Жилой отсек представлял собой палатку с каркасом из дюралюминиевых труб. Сверху палатка накрывалась брезентом с прокладкой из гагачьего пуха. Длина палатки – 3,7 метра, ширина – 2,5, высота – 2 метра. Для научных наблюдений взяли отдельные шелковые палатки. Для обеспечения станции энергией имелся ветряк. Ввиду возможного разлома льдины при ледовых сжатиях все продовольствие распределили на три склада. Научные работы начались сразу же, как только на льдине разместили соответствующие приборы. Вахта у научных сотрудников, Петра Ширшова и Евгения Фёдорова продолжалась по 14–16 часов в сутки.
Хозяйственные работы выполняли Иван Папанин и Эрнст Кренкель. Не обошлось без трудностей. Течение увлекло льдину на юг, и она начала постепенно таять. Беспокойство вызывали и ледовые сжатия, от которых площадь лагеря уменьшалась еще больше. Льдина с полярниками стремительно приближалась к берегам Гренландии. 19 февраля, когда размер льдины составил 30 на 50 метров, приняли решение об эвакуации зимовщиков. Снятие папанинской четвёрки с льдины в районе острова Ян Майен проходило в драматической обстановке: ледокол «Ермак» находился в ремонте, дирижабль «В-6», отправленный на спасение четвёрки, разбился в районе Кандалакши. В экстренном порядке приняли решение послать на спасение полярников суда «Мурман» и «Таймыр», которые 19 февраля 1938 года сняли четвёрку с льдины.
Станция работала в течение 9 месяцев, продрейфовав более 2500 километров. С июня 1937 года по февраль 1938-го папанинцы регулярно производили метеорологические, гидрологические, астрономические и другие измерения в центральных районах Арктики. За время 274-дневного дрейфа станции «Северный полюс – 1» впервые был собран огромный массив научных данных о Северном Ледовитом океане. Особый интерес представляли сравнения полученных данных с результатами наблюдений на «Фраме» Фритьофа Нансена. Это позволило определить, какие изменения в климате Арктики произошли за 40 лет.
Удачное завершение экспедиции Ивана Дмитриевича Папанина вдохновило на новые смелые решения по изучению Центральной Арктики. Концепцию дрейфующих полярных станций признали удачной. Всем участникам дрейфующей станции присвоили звание Героя Советского Союза.
Посетите наш сайт:) http://store.paulsen.ru/catalog/97/523/