Найти тему
REBURG

Могут ли торговые центры убить уличную торговлю?

Принято считать, что торговые центры убивают уличную торговлю, но не все так однозначно. Для многих городов развитие рынка торгово-развлекательных центров - необходимый шаг в сторону демократизации стрит-ритейла и его разворота в сторону пешеходного трафика.

Часто, развитие стрит-ритейла в городах связывают с программами благоустройства городской среды и общим повышением качества улиц. Комфорт - важная часть уличной торговли, но пешеходный трафик в большинстве случаев формируется независимо от этого. Тем не менее долгое время даже в крупных российских городах качественный стрит-ритейл, ориентированный на пешеходный трафик оставался редким явлением. Это никак не было связано с комфортной городской средой. Главным ограничением для демократизации торговли и общепита на улицах были арендные ставки.

Ситуация начала меняться лишь после того, как городские рынки недвижимости насытились новыми площадями в торговых центрах. А на отдельных территориях было сформировано избыточное предложение. Крупные торговые центры радикально изменили поведение покупателей, перераспределили покупательские потоки и переселили большинство дорогих брендов с улиц в современные торговые площади.

Избыток помещений в ТЦ сыграл ключевую роль в том, что улицы крупных городов стали более доступными для активных предпринимателей. Падение арендных ставок в стрит-ритейле привело на них совершенно новый состав арендаторов: место банков и дорогих брендов заняли товары повседневного спроса и общепит и сфера услуг. У жителей многих районов начал формироваться качественный выбор в шаговой доступности.

-2

Именно арендные ставки долгое время были главным барьером на пути демократизации торговли на улицах. После насыщения рынка недвижимости порог выхода на рынок снизился. Малый бизнес начал экспериментировать с форматами, тестировать разные идеи. Именно операторы рынка меняют образ улиц и их восприятие. Без развитого рынка торговых центров и снижения ставок этого бы не произошло.

Противопоставляя уличную торговлю торговым монстрам, которые стягивают на себя покупательские потоки надо не забывать, что влияние последних на условия развития стрит-ритейла далеко не такое однозначное, как мы обычно себе представляем.

Если темы рынка недвижимости, развития городов и региональной статистики интересны вам, подпишитесь на Дзен, / Телеграм-канал / YouTube /Twitter.

Михаил Хорьков,
Уральская палата недвижимости

06.03.2020