Было время, когда предприниматели задавали вопрос: «какой такой у банков законный интерес к происхождению денег на моем счете ? Куда хочу, туда трачу».
Теперь вопрос стоит иначе: «что я могу сделать для подтверждения целесообразности снятия денежных средств в большом объеме и как вообще действовать, чтобы счёт не блокировали?».
Напомню историю двухлетней давности, о которой писали федеральные СМИ:
Сбербанк заблокировал средства физлица за проданную машину. Представление документов, подтверждающих продажу авто, бывшему владельцу не помогло.
В чем суть?
Верховный суд России подтвердил определение апелляции, которая решила, что Сбербанк правомерно ограничил возможность клиента снять со счета деньги за проданную машину.
С жалобой в суд обратился гражданин, который осенью 2016 года столкнулся с блокировкой на своем счету в Сбербанке 4,5 млн руб. - части предоплаты за продаваемый Lexus.
Еще 1,5 млн руб. он успел снять, прежде чем у него запросили документы по сделке и потребовали объяснить ее экономический смысл на основании 115 -ФЗ. Документы были предоставлены, но банк продолжал считать операцию своего клиента сомнительной до того момента, пока он не направил бумаги, свидетельствующие о переоформлении автомобиля на покупателя.
За это истец потребовал в суде неустойку в размере 4,5 млн руб., компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. руб. и штраф в 50% от взысканной суммы.
"В результате реализации правил внутреннего контроля у банка возникли обоснованные подозрения в отношении операций по счёту ввиду их неоднократности, дающей основание полагать, что целью является уклонение от контроля, а также запутанного и необычного характера, не имеющего явного экономического смысла", - говорится в кассационном определении. Об этом, по мнению судей, свидетельствуют такие обстоятельства, как отсутствие положения о предоплате в договоре на фоне того, что ее размер составил более 95% от цены, попытка клиента банка снять со счета наличные денежные средства частями в разных отделениях банка, а также тот факт, что автомобиль длительное время оставался у прежнего владельца.
Помимо самой блокировки Сбербанк отказал физическому лицу в съеме средств при закрытии счета, а настоял на том, чтобы бывший клиент банка перевел средства в другой банк.
Что надо делать, чтобы не раздражать банк своими действиями и не спровоцировать блокировку счета?
1. Не проводите единовременные платежи на сумму более 600 тыс. рублей, чтобы сделка автоматически не попала под контроль.
2. Не проводите единовременные платежи на сумму менее 600 тыс. рублей, чтобы движения по счету вашей компании не были расценены как попытка уйти от попадания под контроль.
3. Не вносите на счет юридического лица наличные средства.
4. Не снимайте возвращенные на счет средства (если дали фирме займ, то не возвращайте его наличными - банк замучает вопросами зачем наличными возвращаете).
5. Не снимайте средства со счета утром и вечером.
6. Не снимайте средства со счета в размере больше чем 100 тыс. руб. в день.
7. Не снимайте деньги раньше чем через 5 рабочих дней после их зачисления на счет.
8. Ведите бизнес ритмично, размеренно, постоянно, не допускайте отсутствия движения средств.
9. Не требуйте от банка срочного проведения какой-либо операции.
10. Не допускайте резких колебаний остатков на счетах и переводов между счетами в разных банках.
11. Платите налоги в размере не меньше 1% от оборота и делаете это невзирая на сезонность, кассовые разрывы, снег, отсутствие снега, отпуск за границей.
А дышать можно?
Да.
Но через раз.
И не глубоко.