Найти тему
Интересная фантастика

Фантастические космические города и станции

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этом обзоре поговорим о том, как в фантастике изображают космические станции, базы и целые города. Люди, выйдя в космос, делают его местом работы, исследований, торговых баз и даже места жительства. Человечество, в допущениях фантастов, становится не только планетарным видом, но и космическим.

Начну обзор с классических научных космических баз. К примеру, такая база на орбите Меркурия, описана в повести замечательного советского фантаста Сергея Павлова «Чердак Вселенной». Станция создана для ученых экспериментов по овладению процессами телепортации, мгновенного перемещения сквозь пространство. На станции «Зенит» живут и работают ученые, обслуживающий персонал, подопытные животные (обезьяны) и др. В повести станция, главное место действия, именно там и происходят события, которые продвинут познания и технологии всего человечества. Кстати, повесть очень и очень хороший образец твердой научной фантастик. Всем рекомендую.

Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки

Такого же плана и орбитальная станция «Солярис», находящаяся в верхних слоях атмосферы одноименной планеты. Один из самых культовых и знаковых для мировой фантастики романов Станислава Лема повествует о контакте человечества и мыслящего океана. Контакт происходит на станции посредством проецирования океаном мыслей персонала базы и создания фантомов (точной копии человека). Причем, копий близких людей для ученых станции.

Станция "Солярис" по версии советских кинематографистов (1972г.)
Станция "Солярис" по версии советских кинематографистов (1972г.)

Но, не только земляне могут создавать космические станции для экспериментов. Такими делами занимаются и инопланетяне. В одном из самых известных романов отечественного современного фантаста Сергея Лукъяненко «Рыцари сорока островов», инопланетяне создают полигон на огромной космической станции. Они делают копии реальных земных детей и поселяют их внутри полой космической станции. Полигон представляет собой десяток импровизированных островов посреди воды, соединенных мостами. На этих островах, дети живут – враждуют и дружат, их эмоции ярки и пронзительны. Собственно, именно эмоции являются объектом изучения неведомых хозяев огромного космического полигона – почти города. Для Лукьяненко в романе не было главной целью показать техническую сторону и описание космического города. Но, идея космической станции, как полигона, достаточно нетривиальна.

-3

Давайте вернемся на профессиональную ниву. Объект в космосе может быть не только средством и местом проведения благородного научного поиска, контакта разумов, или коварных экспериментов. Британский фантаст Джеймс Уайт создал великолепный цикл повестей и рассказов, «Космический госпиталь». Госпиталь, представляет собой огромный город в пространстве, построенной совместными усилиями многих разумных рас Галактики. Он является одним из главных научно-медицинских центров, где ученые и медики всей Галактики ищут средства помощи от разных болезней. Также, космический госпиталь играет роль спасательного центра и центра оказания неотложной медицинской помощи для сонма путешественников по Галактике, находящихся далеко от своих родных планет.

Произведения цикла о космическом госпитале отличаются захватывающим и динамичным сюжетом, накалом действия, непредсказуемым развитием сюжетных ходов и т.п. И это несмотря на то, что здесь вы не найдете космических десантников, монстров, Звезду смерти и прочие атрибуты современной динамичной фантастики. Хорошие книжки.

-4

Но, раз уж у нас есть профессиональные объекты жизнедеятельности людей и других разумных в космосе, то почему бы не сделать его местом обитания и домом. Во вселенной Барраярского цикла, американки Лоис Макмастер Буджолд, функционируют целые космические города, особенно в узловых точках пространственно-временных туннелей. Эти города-станции обладают искусственной гравитацией, постоянным населением, правительством, экономикой, собственными возможностями регенерации воздуха, гидропонными оранжереями и т.п. Население этих станций становится потомственными космическими жителями. Космическая среда для них родная, и они вовсе не горят желанием переселяться на шарики «грязи». В романе "Этан с Эйтоса" («Этан с Айфона») станция Клейн является местом действия шпионского космического боевика, где сталкиваются шпионы ведущих звёздных держав и флотов Галактики.

В этом же цикле автор вводит целые космические расы людей, генетически измененных «квадди». У них вместо ног, находятся дополнительные пары рук. Выведены такие люди в прошлом Барраярского цикла, когда человечество еще не овладело технологией искусственной гравитации. Квадди живут в условиях невесомости, в целой россыпи космических станций.

-5

Коль упомянуты космические оперы, давайте пройдемся и по политическим причинам создания фантастических станций. Я увлекся примерами из литературы, хотя заявил в названии и кинофантастику. Пару примеров из фантастических фильмов и сериалов напоследок.

Когда речь идет о фантастике и политике, просто необходимо вспомнить сериал девяностых годов прошлого века «Вавилон 5». Космическая станция Вавилон 5 во Вселенной сериала является местом политического общения сильнейших рас и государств Галактики. Это место для интриг, дебатов, переговоров, заключения союзов и контрсоюзов. Этакий аналог Организации Объединенных наций в Галактике будущего. Очень сильный сериал, редкий пример умной кинофантастики.

-6

В 2017 году режиссер Люк Бессон снял фантастический блокбастер «Валериан и город тысячи планет». Огромный космический город тысячи планет первоначально был местом сотрудничества и контакта для многих и многих рас Галактики. Но, со временем он обрастал новыми секциями и секторами разных народов и стал огромнейшим космическим мегаполисом. Домом представителей сотен рас космоса. Весьма такое примечательное место. Да и фильм, весьма необычный, хотя и не получил уж очень сильных восторженных отзывов критики и публики.

-7

Ну а у меня на этом все. Прошу прощения у читателей за перекос в сторону литературы. Мне все-таки она ближе, чем кинофантастика. Всего доброго. Читайте фантастику (и смотрите тоже).

Подписывайтесь на мой резервный канал ФКИ (фантастика, космос, история). Обзоры, прежде всего космической кинофантастики и фантастической литературы о космосе; статьи на тему космонавтики, космической техники, планетах и космосе; исторические материалы.

Подписывайте и на мою группу Вконтакте - клипы, музыка, видео, опросы и многое другое на тему фантастики, то, что сложно отобразить на канале Дзен.