Здравствуйте, уважаемые читатели. В этом обзоре поговорим о том, как в фантастике изображают космические станции, базы и целые города. Люди, выйдя в космос, делают его местом работы, исследований, торговых баз и даже места жительства. Человечество, в допущениях фантастов, становится не только планетарным видом, но и космическим.
Начну обзор с классических научных космических баз. К примеру, такая база на орбите Меркурия, описана в повести замечательного советского фантаста Сергея Павлова «Чердак Вселенной». Станция создана для ученых экспериментов по овладению процессами телепортации, мгновенного перемещения сквозь пространство. На станции «Зенит» живут и работают ученые, обслуживающий персонал, подопытные животные (обезьяны) и др. В повести станция, главное место действия, именно там и происходят события, которые продвинут познания и технологии всего человечества. Кстати, повесть очень и очень хороший образец твердой научной фантастик. Всем рекомендую.
Такого же плана и орбитальная станция «Солярис», находящаяся в верхних слоях атмосферы одноименной планеты. Один из самых культовых и знаковых для мировой фантастики романов Станислава Лема повествует о контакте человечества и мыслящего океана. Контакт происходит на станции посредством проецирования океаном мыслей персонала базы и создания фантомов (точной копии человека). Причем, копий близких людей для ученых станции.
Но, не только земляне могут создавать космические станции для экспериментов. Такими делами занимаются и инопланетяне. В одном из самых известных романов отечественного современного фантаста Сергея Лукъяненко «Рыцари сорока островов», инопланетяне создают полигон на огромной космической станции. Они делают копии реальных земных детей и поселяют их внутри полой космической станции. Полигон представляет собой десяток импровизированных островов посреди воды, соединенных мостами. На этих островах, дети живут – враждуют и дружат, их эмоции ярки и пронзительны. Собственно, именно эмоции являются объектом изучения неведомых хозяев огромного космического полигона – почти города. Для Лукьяненко в романе не было главной целью показать техническую сторону и описание космического города. Но, идея космической станции, как полигона, достаточно нетривиальна.
Давайте вернемся на профессиональную ниву. Объект в космосе может быть не только средством и местом проведения благородного научного поиска, контакта разумов, или коварных экспериментов. Британский фантаст Джеймс Уайт создал великолепный цикл повестей и рассказов, «Космический госпиталь». Госпиталь, представляет собой огромный город в пространстве, построенной совместными усилиями многих разумных рас Галактики. Он является одним из главных научно-медицинских центров, где ученые и медики всей Галактики ищут средства помощи от разных болезней. Также, космический госпиталь играет роль спасательного центра и центра оказания неотложной медицинской помощи для сонма путешественников по Галактике, находящихся далеко от своих родных планет.
Произведения цикла о космическом госпитале отличаются захватывающим и динамичным сюжетом, накалом действия, непредсказуемым развитием сюжетных ходов и т.п. И это несмотря на то, что здесь вы не найдете космических десантников, монстров, Звезду смерти и прочие атрибуты современной динамичной фантастики. Хорошие книжки.
Но, раз уж у нас есть профессиональные объекты жизнедеятельности людей и других разумных в космосе, то почему бы не сделать его местом обитания и домом. Во вселенной Барраярского цикла, американки Лоис Макмастер Буджолд, функционируют целые космические города, особенно в узловых точках пространственно-временных туннелей. Эти города-станции обладают искусственной гравитацией, постоянным населением, правительством, экономикой, собственными возможностями регенерации воздуха, гидропонными оранжереями и т.п. Население этих станций становится потомственными космическими жителями. Космическая среда для них родная, и они вовсе не горят желанием переселяться на шарики «грязи». В романе "Этан с Эйтоса" («Этан с Айфона») станция Клейн является местом действия шпионского космического боевика, где сталкиваются шпионы ведущих звёздных держав и флотов Галактики.
В этом же цикле автор вводит целые космические расы людей, генетически измененных «квадди». У них вместо ног, находятся дополнительные пары рук. Выведены такие люди в прошлом Барраярского цикла, когда человечество еще не овладело технологией искусственной гравитации. Квадди живут в условиях невесомости, в целой россыпи космических станций.
Коль упомянуты космические оперы, давайте пройдемся и по политическим причинам создания фантастических станций. Я увлекся примерами из литературы, хотя заявил в названии и кинофантастику. Пару примеров из фантастических фильмов и сериалов напоследок.
Когда речь идет о фантастике и политике, просто необходимо вспомнить сериал девяностых годов прошлого века «Вавилон 5». Космическая станция Вавилон 5 во Вселенной сериала является местом политического общения сильнейших рас и государств Галактики. Это место для интриг, дебатов, переговоров, заключения союзов и контрсоюзов. Этакий аналог Организации Объединенных наций в Галактике будущего. Очень сильный сериал, редкий пример умной кинофантастики.
В 2017 году режиссер Люк Бессон снял фантастический блокбастер «Валериан и город тысячи планет». Огромный космический город тысячи планет первоначально был местом сотрудничества и контакта для многих и многих рас Галактики. Но, со временем он обрастал новыми секциями и секторами разных народов и стал огромнейшим космическим мегаполисом. Домом представителей сотен рас космоса. Весьма такое примечательное место. Да и фильм, весьма необычный, хотя и не получил уж очень сильных восторженных отзывов критики и публики.
Ну а у меня на этом все. Прошу прощения у читателей за перекос в сторону литературы. Мне все-таки она ближе, чем кинофантастика. Всего доброго. Читайте фантастику (и смотрите тоже).
Подписывайтесь на мой резервный канал ФКИ (фантастика, космос, история). Обзоры, прежде всего космической кинофантастики и фантастической литературы о космосе; статьи на тему космонавтики, космической техники, планетах и космосе; исторические материалы.
Подписывайте и на мою группу Вконтакте - клипы, музыка, видео, опросы и многое другое на тему фантастики, то, что сложно отобразить на канале Дзен.