Автоворонка — это путь пользователя от знакомства до покупки, на котором вы сопровождаете его предварительно настроенными триггерными сообщениями. Важное преимущество заключается именно в “авто” — вы настраиваете воронку однажды и навсегда (надолго). Реализация автоворонки практически не требует участия людей.
Обычно путь клиента выглядит следующим образом: посетитель — холодный лид — горячий лид — клиент — постоянный клиент. Подробнее о каждом этапе вы можете почитать здесь.
Автоворонка экономит ваши ресурсы, при этом увеличивая количество покупателей. То есть с её помощью вы “обрабатываете” больше потенциальных клиентов, не затрачивая на это время сотрудников и дополнительный бюджет.
Из чего состоит автоворонка?
Автоворонка состоит из нескольких последовательных шагов, на каждом шаге вы делаете пользователю предложение, которое подводит его к конечной цели — покупке.
1 шаг: лид-магнит (Lead Magnet) — небольшой бесплатный продукт, который привлечёт потенциальных покупателей. Задача лид-магнита — собрать лиды, поэтому обычно этот продукт предлагают в обмен на емейл или номер телефона.
Пример лид-магнита: для агентства копирайтеров — чек-лист по созданию продающих заголовков, для онлайн-курсов по искусству — конспект лекции по дадаизму.
Хороший лид-магнит можно определить по трём признакам:
- он решает проблему пользователя;
- по его описанию понятно, что ждёт пользователя;
- его можно получить сразу.
Чтобы понять, что именно станет вашим лид-магнитом, проанализируйте статистику поисковых запросов по вашей теме или изучите тематические форумы. Необходимо понять, с какой проблемой сталкиваются ваши потенциальные клиенты ежедневно. Не нужно пытаться решить глобальную проблему — с этим справится ваш основной продукт. Лид-магнит призван закрывать небольшую, но насущную потребность.
2 шаг: трипваер (Tripwire) — дешёвый продукт, который интересен пользователям. Он привлекателен именно за счёт своей цены: потенциальные клиенты получают возможность протестировать ваш продукт и почти не потратиться. Благодаря трипваеру лид становится клиентом.
Пример трипваера: продажа самого дешевого тарифа за $2 вместо $20 для тех, кто оставил емейл для получения лид-магнита.
Важно: будьте готовы, что трипваер не принесёт вам прибыль. Его цель — привлечь пользователя низкой ценой и позволить познакомиться с вами, превратить лида в платящего (хоть и немного) клиента.
Хороший способ определить трипваер — взять основной продукт, отделить от него одну часть и оформить её как самостоятельный продукт.
3 шаг: основной продукт (Core product) — главный продукт, вокруг которого строится ваш бизнес и для продажи которого нужна автоворонка. Именно к его покупке готовили пользователя лид-магнит и трипваер.
Пример: для онлайн-курсов по искусству — ключевой курс с обратной связью и сертификатом.
Максимизатор прибыли (Profit Maximizer) — дополнительные товары и услуги, которые вы предлагаете вместе с основным продуктом.
Пример: клиент оплатил онлайн-обучение, вы предлагаете ему купить расширенный список литературы.
От теории к практике
Чтобы построить автоворонку, вам нужно настроить и запустить все элементы, которые мы перечислили выше.
Гораздо проще и интереснее разбираться во всём на примере, поэтому представим, что у нас онлайн-школа кондитеров. Вариантов обучения довольно много: есть небольшие мастер-классы, вебинары, периодически вы проводите офлайн-встречи, но ваш основной продукт — трёхмесячный курс, состоящий из нескольких модулей. Курс довольно дорогой, но его ведут лучшие кондитеры страны, а ещё по окончании вы выдаёте сертификат, подтверждённый ассоциацией кондитеров. Какая автоворонка поможет вам увеличить продажи и как её построить?
1. Создайте сайт/лендинг
Прежде чем настраивать автоворонку, необходимо подготовить основу — сайт или лендинг, на котором она будет работать.
Сегодня собрать собственный одностраничный сайт может даже непрофессионал — главное понимать основные принципы работы лендинга и выбрать подходящий сервис. Подробнее этот процесс описан здесь.
Подключите к своему сайту счётчики Яндекс.Метрики и Google Analytics. Лучше использовать оба сервиса, чтобы получать более полные отчеты. Установка счётчиков бесплатна, и она не займёт у вас много времени. С их помощью вы сможете анализировать поведение пользователей на вашем сайте и докручивать автоворонку.
Настройте интеграцию с платёжным сервисом, чтобы открыть продажи, и интеграцию с CRM, чтобы собирать данные о клиентах и хранить их в одном месте.
2. Определите основной продукт
Здесь всё довольно просто: наверняка вы знаете свой основной продукт. На этапе подготовки автоворонки есть смысл убедиться в качестве основного продукта, ведь именно для его продажи вы и прилагаете усилия.
Основной продукт — самый дорогой в цепочке, поэтому важно, чтобы он содержал ценность для клиента.
Вернемся к нашей онлайн-школе. Вероятно, клиенты чаще покупают недорогие мастер-классы: для них не нужно выкраивать время и бюджет. Но именно большой курс — ваш основной продукт, потому что он несёт наибольшую ценность.
3. Придумайте и создайте лид-магнит
Вариантов лид-магнитов огромное множество. Вот несколько самых популярных:
- чек-лист;
- гайд / руководство;
- шпаргалка;
- видеоурок;
- инфографика;
- набор инструментов.
Для онлайн-школы кондитеров лид-магнитом может стать бесплатный мастер-класс по выпечке безе: пользователь оставляет имя и емейл в специальной форме и получает ссылку на видеоурок в письме.
Шаблон поп-апа для лидогенерации
4. Создайте трипваер
Трипваер должен быть:
- простым и понятным в использовании;
- доступным по цене;
- провоцирующим купить основной продукт (“если такую крутую штуку я получил за копейки, то что же я получу за полную стоимость?”).
Стоимость трипваера определяется вашей нишей. Например, если вы продаёте сервис по подписке за $500 в месяц, предложите разовую консультацию за $5.
Для нашей онлайн-школы кондитеров отличным трипваером станет мини-курс из пяти уроков по заварным пирожным.
5. Определите максимизаторы прибыли
Максимизаторы прибыли — это сопутствующие основному продукту товары, благодаря которым вы увеличите средний чек. Определить максимизаторы прибыли несложно — обычно это недорогие вспомогательные товары вроде защитного стекла для смартфона.
Покупателям большого курса кондитеров в качестве максимизатора прибыли можно предложить стартовый набор для выпечки.
6. Свяжите всё воедино — придумайте сценарий автоворонки
Как только вы определите все составляющие автоворонки, начинается самое интересное: вам необходимо соединить их вместе и прописать путь клиента.
Очень удобно составлять сценарий автоворонки при помощи сервиса Miro.
Представим себе потенциального клиента школы кондитеров: женщина, 30-40 лет, замужем, в декрете. Она любит готовить и не любит свою прежнюю работу в офисе, на которую вот-вот предстоит возвращаться.
Однажды она ищет в интернете рецепт простого десерта и находит бесплатный мастер-класс по выпечке безе. Мастер-класс гораздо лучше простых рецептов с картинками, которые попадались ей раньше, поэтому она не раздумывая оставляет свой емейл и получает видеоурок в письме.
Периодически наша героиня получает рассылку с интересными рецептами и много времени проводит на сайте. Однажды она видит поп-ап с предложением пройти мини-курс по выпечке заварных пирожных. Курс платный, но стоит совсем недорого, тем более благодаря рецептам из рассылки она уже успела увлечься выпечкой. Женщина оплачивает курс и с нетерпением ждёт старта.
Мини-курс оказался очень полезным — из него женщина узнала 7 способов приготовить крем. За это время она стала постоянным гостем на сайте школы и уже узнала о большом трёхмесячном курсе. Сомневаться долго не пришлось: женщина купила обучение (а вместе с ним заказала стартовый набор кондитера), успешно завершила его, начала печь торты на заказ и больше никогда не возвращалась в офис.
7. Настройте сценарий автоворонки и запуститесь
Как только сценарий будет составлен, необходимо лишь решить технические вопросы и запуститься. Итак, для реализации сценария и запуска автоворонки нам потребуются:
- поп-ап для лидогенерации: в нём мы будем предлагать лид-магнит взамен на емейл;
- приветственное письмо со ссылкой на лид-магнит;
- цепочка контентных писем, которые будут поддерживать интерес между этапами воронки;
- поп-ап с приглашением записаться на мини-курс;
- поп-ап с сопутствующими товарами.
Каждое из этих сообщений легко настроить в Carrot quest. Например, поп-ап на лидогенерацию собирается за 7 минут, а приветственное письмо — за 10.
Таким образом, техническая настройка автоворонки займёт у вас пару часов (вместе с подбором иллюстраций и написанием текста). Затем останется запустить и наслаждаться результатом 🙂
Всё получится!
Для каждого бизнеса своя стратегия, и универсальной формулы идеальной автоворонки нет. Но приблизиться к идеалу можно: для этого не бойтесь проводить тестирование на каждом этапе воронки.
Можно построить автоворонку самостоятельно, а можно не забивать себе голову и доверить дело профессионалам. Например, нам 🙂