Найти в Дзене
Раздумья о жизни

Как вернуть уважение общества к учителю

Чтобы разобраться в этом сложном вопросе надо вспомнить как случилось так, что учителей в обществе не уважает большинство граждан. В 80-х годах прошлого века в школах появились известные на всю страну педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др. Учителя массово изучали их методики и применяли изученное на практике. Основой методик педагогов-новаторов была педагогика сотрудничества, когда учитель при помощи различных способов и приемов создавал условия для успешного обучения учащихся, веру в то, что ученик сможет преодолеть сложности обучения. Я начал работу учителем в школе в 1980 году. С 1985 года изучал и применял на практике методику В.Ф. Шаталова и небезуспешно. Хорошо помню отношение учеников и родителей к учителю и к школе - уважительное. Не было в то время тотального контроля за учителем, не было регламентации в использовании программ обучения, а результаты обучения были хорошие. Когда отношение к учителю стало меняться Отношен

Чтобы разобраться в этом сложном вопросе надо вспомнить как случилось так, что учителей в обществе не уважает большинство граждан.

В 80-х годах прошлого века в школах появились известные на всю страну педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др. Учителя массово изучали их методики и применяли изученное на практике. Основой методик педагогов-новаторов была педагогика сотрудничества, когда учитель при помощи различных способов и приемов создавал условия для успешного обучения учащихся, веру в то, что ученик сможет преодолеть сложности обучения.

Я начал работу учителем в школе в 1980 году. С 1985 года изучал и применял на практике методику В.Ф. Шаталова и небезуспешно. Хорошо помню отношение учеников и родителей к учителю и к школе - уважительное. Не было в то время тотального контроля за учителем, не было регламентации в использовании программ обучения, а результаты обучения были хорошие.

Когда отношение к учителю стало меняться

Отношение к учителю и к школе начало меняться с распада Советского Союза и принятия нового Закона об образовании в 1992 году и его корректировкой в 1996. Изменилась страна и школа не могла не измениться. Резко упало финансирование школьного образования и учитель стал оказывать образовательные услуги населению. Услугу оказывает хозяину слуга или работник сервиса посетителю. А учитель, я считаю (и многие другие учителя считают также), несет другую миссию: воспитание подрастающего поколения.

В течение 90-х годов из школы ушли до половины учителей и вакансии далеко не всегда заполнялись специалистами. Принимали желающих работать в школе, ставили условие заочного обучения в пединституте и на работу в класс.

В 2001 году начался в стране эксперимент по вводу в школы ЕГЭ и это сказалось не лучшим образом на обучении и воспитании школьников. До сих пор идет дискуссия о плюсах и минусах ЕГЭ. Я считаю, что главный минус ЕГЭ - это то, что он несет с собой недоверие к учителю. До ЕГЭ учитель сам вместе с комиссией принимал экзамены у учеников и ставил оценки, а сейчас он даже в школе во время экзамена находиться не может!

Родители и ученики - неглупые люди, если государство так может относиться к учителю, то и они могут. Сейчас это стало все ярче проявляться, дошло уже до рукоприкладства со стороны родителей и учеников к учителю! Причина - неуважение учителя обществом!

Что надо делать?

Для успешного воспитания подрастающего поколения, учителей надо обеспечить хотя бы минимумом необходимых условий:

  • четко поставить цели и задачи образования и воспитания в стране;
  • обеспечить учителя наличием стабильных программ обучения и учебников;
  • обеспечить необходимое финансирование школьного образования (в том числе и зарплат), нагрузка учителя не должна превышать 1,5 ставки;
  • освободить учителя от жесткого регламентирования в прохождении программ и жесткого контроля за всем и вся, уменьшить отчетность;
  • отказаться от давления на учителя со стороны администрации школы, чиновников и родителей при выставлении заслуженных учениками оценок. Использовать не трехбалльную систему оценивания, а пятибалльную в полном объеме;
  • отменить ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;
  • защитить учителя от оскорблений на законодательном уровне.