В бескомпрессорных ВРД, как это следует из самого названия двигателя, компрессор отсутствует и предварительное сжатие воздуха осуществляется только за счет торможения набегающего потока воздуха.
Бескомпрессорные ВРД подразделяются на две группы — прямоточные бескомпрессорные двигатели (ПВРД) и пульсирующие бескомпрессорные двигатели (ПуВРД).
Схема ПВРД представлена на рисунке 1. В этой схеме отсутствуют компрессор и турбина. Сжатый в диффузоре 1 от атмосферного давления p1 до давления р2 воздух поступает в камеру сгорания 2, в которую впрыскивается жидкое топливо. Процесс сгорания происходит при практически постоянном давлении (p2 = const). Продукты сгорания, имеющие высокую температуру, вытекают из сопла 3.
Таким образом, цикл ПВРД (р, v-диаграмма на рисунке 2) состоит из адиабаты сжатия воздуха в диффузоре (1-2), изобары процесса сгорания (2-3), адиабаты расширения в сопле (3-4) и замыкающей цикл изобары охлаждения продуктов сгорания при атмосферном давлении (4-1). С точки зрения термодинамики цикл ПВРД аналогичен циклу газотурбинной установки со сгоранием при p = const и циклу ТРД. Термический КПД этого цикла будет тем больше, чем больше степень повышения давления P2/P1, т.е. чем выше скорость движения самолета, на котором установлен этот двигатель, обусловливающая динамическое давление (напор) потока воздуха, превращающееся при торможении в диффузоре в статическое давление. Следовательно, термический КПД ПВРД возрастает с ростом скорости движения самолета.
Зависимость термического КПД ПВРД от скорости полета, представлена на графике ниже.
Отмеченные особенности ПВРД, а также их конструкционная простота, малые габаритные размеры и малая масса делают этот тип двигателей перспективным для самолетов, летающих с большими сверхзвуковыми скоростями.