Найти в Дзене
Культурное Животное

Мой «Побег из Шоушенка». Как правильно понять фильм и сбежать из внутренней тюрьмы

Замечательно, когда хорошие фильмы и книги появляются в твоей жизни не в премьерную неделю, а когда это действительно тебе надо. Когда ты готов воспринять поданную информацию. Повторяю, это относится не к массовой развлекательной шелухе, а только к настоящему искусству. Я уверена, что фильм «Побег из Шоушенка», снятый в далеком 1994 году, именно такой.

Морган Фриман тоже был молод
Морган Фриман тоже был молод

Я знала, что он есть, что, по мнению критиков, фильм входит в число величайших кинокартин всех времен и народов.
Этот фильм стоит посмотреть не только ради молодого Моргана Фримана, вы, кстати, видели это почтенного чернокожего господина молодым?
«Побег из Шоушенка» снят по роману Стивена Кинга, но тут нет привычной мастеру мистики. Нет призраков, чудовищ и темных сил.

внутренней свободы не отнять
внутренней свободы не отнять

Этот фильм не совсем о тюрьме. Он о надежде, которая живет в тебе, не смотря ни на что. О выборе, который ты ежесекундно делаешь сам. О дружбе и предательстве. О праве быть собой в любых условиях. Но главное, это фильм о свободе, которая может быть не только за тюремной стеной, но и внутри тебя.

По сути, почти каждый из нас живет в своем Шоушенке. Да, в наших темницах нет железных решеток и вышек по периметру, нет охранников с автоматами и натасканных собак. Но иногда есть кто-то и что-то пострашнее. Наши привычки, сомнения, жизненный уклад. Наши внутренние демоны.

во внутренней тюрьме нет решеток и охранников. Но тем она и страшнее
во внутренней тюрьме нет решеток и охранников. Но тем она и страшнее

Побег из Шоушенка у каждого свой. И каждый готовится к нему по-разному. Хотя есть те, кому и в темнице хорошо, ведь жизнь подчинена строгому расписанию, ты четко знаешь, кого бояться, что делать и куда идти. Иногда замкнутая жизнь в режиме «шаг вправо-шаг влево» спокойнее и комфортнее, чем призрачная свобода. Такой персонаж спокойно признается себе: «Я тюремный человек» - и паникует, когда получает освобождение.
Не такова ли жизнь большинства из нас? Дом-работа-хлопоты. Понятные цели – накопить на ремонт, сделать ремонт, накопить на отпуск. Родить детей, воспитать детей. Уделить время себе. Иногда заниматься хоть чем-нибудь, лишь бы дурные деструктивные мысли не лезли в голову.

Старик Брукс так и не понял, что делать на свободе
Старик Брукс так и не понял, что делать на свободе

Но иногда ощущения темницы, замкнутости, матрицы, предопределенности становятся невыносимыми. И ты говоришь себе – а вот если? А что будет, когда я выйду на свободу? А что я буду там делать? А действительно, что?
Иногда человек не справляется со свободой, не знает, как ей пользоваться. Так случилось с героем фильма стариком Бруксом.

  • Иногда нужно набраться смелости и…
    - Уволиться с ненавистной работы
    - Разорвать тяготящие, давно изжившиеся себя отношения
    - Избавиться от родительского гнета
    - Намекнуть подросшим обнаглевшим детям, что пора и честь знать
    - Избавиться от надоевших привычек и хобби
    - Отбросить старые представления о жизни
    - Освободить дом от старых вещей
    - Перестать оправдываться
    - Сменить место жительства
  • Каждый из вас может продолжить список. Начертить карту, на которой начертан путь к свободе. Вы ее заслужили.

Вы не исправились, не перевоспитались, не переросли все это. Вы просто стали другим человеком. Незаметно для себя, год за годом, потеря за потерей.

Вы на свободе. Но где найти карту дальнейших действий
Вы на свободе. Но где найти карту дальнейших действий

Разрушить тюрьму, которую вы сами строили год за годом, в одночасье не получится. Потому, что самые крепкие решетки, жестокие надзиратели и голодные псы находятся внутри нас. Их не сломаешь, не подкупишь, не обманешь. Но делать что-то надо. Обязательно.

вы готовы стать свободным?
вы готовы стать свободным?

Где он, тот миг, когда ты подобно герою фильма Энди Дюфрейну будешь стоять в ледяной воде, раскинув руки, подставив лицо дождю. Когда годы несвободы, испытаний, мучений и унижений останутся позади.
А что впереди будет? Готовы ли мы к настоящей свободе? И что для вас свобода?