Найти тему
Алексей Коновалов

Славянская языческая мифология. Домовой.

Здравствуйте, друзья. С вами Алексей Коновалов.

Говоря о культе мёртвых среди русского народа, необходимо поговорить о домовом, который обычно назывался дедушкой (Архив историко-юридических сведений Калачова, книга вторая). Поверья о домовом чрезвычайно живучи среди народа, и сейчас немало людей, утверждающих, что видели домового. Наш домовой соответствует лару и пенатам(духи домашнего очага) древних римлян. Лары — это духи умерших людей, незримо присутствующих среди живых. Покидая отчий дом, римлянин молился о нём: "Вы, пенаты отца моего, и ты лар, отец семьи родной, бодрствуйте над благополучием родного моего дома" (Петискус. Олимп). Возможно, наш род с рожаницами соответствовал лару и пенатам римлян. Домовой имеет много имён: у русских — домовик, дедушка, старик, постен, лизун (Даль. О поверьях). В Польше "выгорище", у белоруссов "подпечка". Кроме дома, домовой мог жить ещё в бане, на гумне, под овином, и назывался тогда банником, подовинником, гуменником (Афанасьев. Поэтические воззрения славян). Существовало поверье, что домовой праздновал свои именины 28 января (Андреев. Образовательный очерк русской истории. СПБ 1871 год). В начале XX века ещё существовал обычай чествовать домового. В Российских областях клали за печку или под печку, где живёт домовой, маленький хлебец. Некоторые хозяева за ужином ставили прибор домовому и откладывали в него небольшую долю от каждого кушанья, когда все спали, домовой приходил и кушал(Афанасьев. Поэтические воззрения славян). Выходя из бани, оставляли ведро и веник, чтобы домовой мог помыться и попариться (Афанасьев. Поэтические воззрения славян).

В Слове к "невежам", Слове Златоуста (Софийская рукопись №1262), и в Слове святого Григория (Рукопись Чудова монастыря № 270) говорится, что бани топились навьям, для покойников

-2

Древнерусская форма навие одного корня с готским naus — мертвый (Буслаев. О влиянии христианства на славянский язык.1848 год).

Переходя в новый дом, приглашали перейти и домового. Хозяйка клала в новый горшок угольки, и просила домового: "Милости просим, дедушка, на новое жильё" Домовой — покровитель семьи, олицетворение души предка. Свой домовой враждует с домовым из чужого двора — намёк на древнюю вражду родов (Бестужев-Рюмин.Русская история.1872 год). Упрёк нашим предкам в том, что они " огневи молятся под овином", относится, вероятно, к требам в честь домового— гуменного

Со слов святого Василия, которое мы признаём русским (вставка русского переводчика), читаем: "сблюдающи нас от всякоя козни сотонины и от пакостныя качици, и от проклятыя беса хороможителя"(Рукопись Троице-Сергиевской Лавры № 11,лист 90). К сожалению, автор ничего нам не сообщил о бесе хороможителе, хотя понятно, что это никто иной, как домовой. В этом же документе есть характерное место: " се же буди ведомо, яко не брашными, ни пивными жертвами оугождаем богу" (знайте, что не пищей, ни питьём угождаем Богу), вероятно, здесь имеется в виду идольская жертва русских.

Друзья, на этом позвольте закончить на сегодня. До встречи.