Найти в Дзене

Как сохранить женское здоровье? Советы врача

Так ли опасен ВПЧ? Есть ли эффективные меры профилактики предраковых заболеваний? И когда стоит поменять гинеколога?

Сегодня, 4 марта, отмечается Всемирный день борьбы с вирусом папилломы человека (ВПЧ). Мы побеседовали о том, как женщинам уберечь свое здоровье с доктором-гинекологом и автором книги «В зоне риска. Тонкости защиты женского организма» Дмитрием Лубниным.

— Дмитрий, расскажите, почему тема ВПЧ заинтересовала вас?

— Изначально я не планировал писать эту книгу, так как в предыдущих книгах и отдельных публикациях в сети рассказывал о проблеме ВПЧ, но как оказалось, этого было совершенно недостаточно. Я просто понял, что невозможно в паре страниц успокоить и переубедить женщин, которых испугали неминуемым раком шейки матки при заражении ВПЧ. В целом информация о ВПЧ и профилактике рака шейки матки в нашей стране все больше и больше приобретает характер сплетен в желтой прессе, нежели медицинскую науку. И это несмотря на то, что принцип скрининга рака шейки матки имеет четкие алгоритмы.

С нашими женщинами делают все что угодно, только не то, что надо: прижигают «эрозии», берут анализы на ВПЧ и активно его лечат, но при этом забывают взять цитологический мазок и оценить его результат.

Со всем этим я ежедневно сталкивался на приеме и в конечном итоге понял: надо писать книгу, чтобы максимально подробно, понятно и убедительно рассказать всем, о том как на самом деле обстоят дела с ВПЧ и скринингом рака шейки матки.

— Из-за чего началась паника, связанная с ВПЧ? Почему врачи так часто поддерживают ее («не поставите прививку — умрете», «не пролечитесь сейчас — будет рак» и т.д.)?

— Именно с обсуждения этой проблемы и начинается моя книга. Если кратко, причин несколько: первое — это недостатки в образовании врачей. Все, что известно о вирусе папилломы человека и принципах скриннинга рака шейки матки — достижения последних 10-15 лет. Не все врачи активно повышают свою квалификацию и тем более самостоятельно читают научные статьи на английском языке. Чаще знания получаются по принципу «где-то что-то слышал, до конца не разобрался». Из-за этого у всех подряд берут анализ на ВПЧ, видят в легкой дисплазии шейки матки предраковые изменения и упорно назначают препараты для лечения ВПЧ, просто не зная, что все эти препараты не имеют никакой эффективности. Эти действия просто бездумно копируются у коллег со своими вариациями, и уже трудно установить первоисточник этого безумия.

— Кому выгодна такая паника?

— С запуганным пациентом можно делать все, что захочется. Спасаясь от «неминуемого рака», пациент будет тратить любые деньги, безоговорочно соглашаться на любое лечении и в целом не покинет доктора, пока беда не отступит. Согласитесь, так намного проще и эффективнее работать, да и финансовая выгода намного выше. Кроме этого, в молодом возрасте ВПЧ обнаруживается у подавляющего большинства пациентов, поэтому любое обращение даже для профилактического осмотра легко превращается в долгую и дорогую историю «сражения с ВПЧ».

Вся эта паника выгодна врачам, владельцам частных клиник и производителям различных «фуфломицинов», которыми активно лечат население от вируса, вируса с которым у 90% инфицированных иммунитет справляется самостоятельно, надо просто спокойно подождать.

— Расскажите о главных мифах, связанных с ВПЧ.

— Первый. Инфицирование онкогенными типами ВПЧ обязательно приведет к развитию рака шейки матки, хотя на самом деле эта вероятность во много раз меньше, чем вероятность умереть от осложнений гриппа, заболев им. Второй. ВПЧ можно вылечить медикаментозно. И это неправда: нет ни одного препараты, способного вылечить ВПЧ, а любимые в нашей стране препараты для «помощи иммунитету» неэффективны. Третий. Прививка от ВПЧ опасна и может привести к бесплодию. На самом деле она содержит не вирус, а только его безобидную оболочку для перемещения между клетками и никогда не приводит к бесплодию.

— В таком случае что нужно знать, чтобы уберечься от вируса? Какие меры профилактики соблюдать?

— Все довольно просто. Старайтесь уменьшить количество половых партнеров, используйте презерватив. Не курите: один из метаболитов никотина — катанин — избирательно накапливается в клетках эпителия шейки матки и усиливает негативное влияние вируса на клетки. Самостоятельно проходите скрининг рака шейки матки: с 21 до 65 лет раз в 3 года сдавайте цитологический мазок с шейки матки (желательно делать анализ «жидкостной цитологии»), а после 30 лет, этот анализ дополняется анализом на ВПЧ высокого онкогенного риска. До 30 лет анализ на ВПЧ рутинно не берется, только при выявлении изменений в цитологическом мазке. А еще сделайте прививку от ВПЧ. Прививку оптимально сделать до начала половой жизни с 9 до 13 лет. Но в целом ее можно проводить до 26 лет.

— Как действовать и стоит ли бить тревогу, если на приеме врач сказал, что есть ВПЧ?

— Первое и самое главное: врач без анализов может увидеть у вас генитальные кондиломы и объяснить это инфицированием ВПЧ. Эти образования вызывает ВПЧ неонкогенных типов и в целом наличие кондилом не опасно. Их следует однократно удалить и все. К поражению клеток шейки матки эти типы ВПЧ не имеют отношения и не указывают на то, что шейка может быть поражена. Анализ на ВПЧ при этом брать не надо. Второе: не нужно до 30 лет сдавать анализ на ВПЧ, как бы вам не предлагали это сделать, для вас это будет лишняя и часто тревожащая вас информация если вирус будет выявлен. Лечить его нечем, надо просто ждать, когда иммунитет с ним справится сам и он это сделает до 30 лет у подавляющего большинства женщин. Главное сдавать цитологический мазок раз в три года.

Анализ на ВПЧ до 30 лет нужен только в том случае, если в цитологии будут выявлены изменения. Дело в том, что у подавляющего большинства женщин онкогенные типы вируса могут присутствовать в организме, но никак не влиять на клетки шейки матки.

— А как обстоят дела с другими диагнозами, которые ставят женщинам гинекологи? Например, пресловутая эрозия?

— Знаете, я считаю, что фраза врача «У вас эрозия, и ее надо прижечь» — это повод сменить врача. То, что в нашей стране называют эрозией шейки матки, заболеванием не является: это физиологическое состояние, этап созревания шейки матки. Ничего с этим делать не надо, тем более «прижигать». Более того, «прижигание эрозии» снижает качество диагностики шейки матки в будущем, так как уводит зону трансформации эпителия в канал шейки матки, где его практически невозможно оценить при кольпоскопии.

Есть только две ситуации и они встречаются довольно редко, когда «эрозию» надо прижигать: это если на ее поверхности находятся тонкостенные сосуды, которые кровоточат после полового акта и если площадь эктопии цилиндрического эпителия очень большая.

Такой эпителий производит очень много слизи и женщина жалуется на обильные ежедневные слизистые выделения. Все, больше нет никаких показаний для «прижигания эрозии». Есть истинная эрозия шейки матки, но это совсем другое образование на шейке и оно не имеет отношения к тому, что у нас ею называют.

— Что такое скриннинг? Когда, зачем и где его делать? И почему такой практики до сих пор нет в женских консультациях?

— Как показали многочисленные исследования, если женщина регулярно сдает цитологический мазок с шейки матки, вероятность заболеть раком шейки матки снижается до 0.3%, то есть до вероятности несчастного случая. Цитологический мазок (желательно сдавать жидкостную цитологию, это более точный анализ) следует сдавать с 21 до 65 лет раз в 3 года. После 30 лет мазок дополняется анализов на ВПЧ высокого онкогенного риска. Обратите внимание: до 30 лет анализ на ВПЧ не рекомендуется, и сдается только в случае, если в цитологии будут выявлены изменения. В странах с хорошей социальной политикой на цитологический скрининг приглашают женщин письмом. В нашей стране такой программы нет. Врачи берут этот анализ от случая к случаю, то есть бессистемно, сами пациенты и знать не знают про существование подобного скрининга. В результате в России количество случаев рака шейки матки одно из самых больших, и этот процесс не только не останавливается, но и прогрессирует.

Минздрав предупреждает: к 2030 году, если не будут предприняты никакие мероприятия, количество случаев рака шейки матки удвоится. Остановить это очень просто: нужно самостоятельно проходить цитологическое исследование шейки матки и делать это регулярно, а также рассказывать об этом всем своим знакомым. На самом деле это может реально сохранить кому-то жизнь.

Даже если врач вам не назначает цитологический мазок, а вы его никогда не сдавали или с последнего раза прошло более 3 лет, сделайте этот анализ самостоятельно. В целом было бы крайне эффективно в борьбе с этим раком запустить «вирусный вопрос»: «Когда ты последний раз сдавала цитологический мазок?». Уже благодаря этому можно будет существенно изменить ситуацию в лучшую сторону.

Купить книгу «В зоне риска. Тонкости защиты женского организма» можно по ссылке.