Найти тему
Роман Апрелев

«Мошенничество» маэстро Феллини

Неправда, что классика не устаревает. Картины Леонардо становятся более блеклыми, краска осыпается. Статуи трескаются. Чтобы понять Пушкина, нам нужны комментарии к ряду слов и выражений, вполне доступных его современникам. Ведь любой автор прежде всего затрагивает вопросы, актуальные для той эпохи, когда он творит.

Джульетта Мазина в фильме своего мужа. Кадр из "Мошенничества"
Джульетта Мазина в фильме своего мужа. Кадр из "Мошенничества"

Но классика лучше переносит время, чем созданное на потребу дня. Собственно, в канон те или иные произведения искусства попадают не в день обнародования, а по прошествии какого-то количества лет. То есть некоторое испытание временем они проходят. Пусть сначала это лишь десятилетия. А потом, попав в «золотой фонд», спокойно существуют себе столетия. Иногда покрываясь пылью.

Кино – один из самых молодых видов искусства. Моложе только синтетические формы, типа хэппенингов и инсталляций. Но и у тех на самом деле корни-то уходят достаточно глубоко. Тогда как кинематограф появился лишь в конце XIX века, а от ближайшего «родственника» - театра – отличие увидеть несложно любому человеку.

Кадр из "Мошенничества"
Кадр из "Мошенничества"

Устаревать кино стало быстрее, чем прочие искусства. Слишком многое тут завязано на техническом прогрессе. Если литература меняется очень медленно, живопись чуть быстрее – с появлением новых материалов и техник, то разительные перемены в кинематографе произошли при жизни одного поколения. Сначала это был «Великий немой», потом он заговорил. Цвет, о чем сейчас забыли, использовался с самого начала. Очень активно вручную раскрашивали каждый кадр. Но потом изобрели полноцветную пленку. Тем не менее, главным остается умение рассказать историю, которая будет интересна зрителю.

Вот такой длинный зачин получился к разговору о фильме 1955 года «Мошенничество». Его автор Федерико Феллини является одним из признанных во всем мире столпов кинематографа. Имя этого итальянца стоит в одном ряду с титанами Возрождения. Вклад Федерико в развитие синема сопоставим с влиянием Леонардо и Рафаэля на живопись и комиксы про черепах.

Кадр из "Мошенничества"
Кадр из "Мошенничества"

В этой ленте положительные персонажи отодвинуты на второй план. Авансцену заняли бессовестные мошенники. Они живут в Риме, а свои аферы проворачивают в его предместьях. В столице же они предаются «пирам и мотовству». Сцены разгула напоминают более поздний шедевр мастера «Сладкая жизнь».

Конечно, музыку написал Нино Рота – куда ж без него? Конечно, одну из ролей Феллини отдал жене Джульетте Мазине.

Авантюристы облапошивают крестьян, играя на их жадности. Например, заранее зарывают сундук с бутафорским золотом. А потом, нарядившись священниками, приезжают и рассказывают о последней воле умершего, которому принадлежало это сокровище. Якобы весь сундук хозяевам поля, если они закажут 500 служб по нем. Вполне в духе Остапа Бендера. Но великий комбинатор, хоть и не был Робином Гудом, все же обманывал преимущественно других жуликов. С обычных граждан он предпочитал брать небольшими суммами, но зато скопом. Как при организации сеанса одновременной игры в Васюках.

Кадр из "Мошенничества"
Кадр из "Мошенничества"

Ранний, неореалистичный Феллини прост и понятен. Он еще не уходит в метафоры, а показывает жизнь, как она есть. Хотя сегодня нам тяжело смотреть монохромные ленты (все-таки мы привыкли к краскам), в чем-то воспринимать старые фильмы стало даже легче. После войны итальянцы все же завоевали весь мир. План Муссолини провалился, но Феллини, Росселини и другие неореалисты прославили итальянский кинематограф. Вот только на самом «европейском сапоге» эти фильмы большим успехом не пользовались. Люди жили очень бедно. А тут им еще и с экрана таких же бедняков показывают! Нет уж, синьоры! Подавайте нам голливудские сказочки про богачей! Так и было. Сейчас же, наверно, смотрят как «наше старое доброе кино».