"Объект 825 ГТС" - что скрывается за этими словами? Что за объект, разработку и внедрение которого курировал сам Сталин?.. Объект, строительство которого велось круглосуточно, рабочие трудились в несколько смен, на протяжении нескольких лет. Рабочих к месту привозили в закрытых автобусах, люди сами не знали, в каком именно месте они трудятся. Объект хотели сдать досрочно, поэтому не доделали в той степени, как планировалось изначально. И, уже во времена Хрущева, когда Никита Сергеевич осматривал сданный объект, был получен вердикт - "Лучше отдать все это виноделам!.." Но предприятие удалось отстоять, и до передачи Крыма Украине, "Объект 825 ГТС" функционировал.
Речь здесь идет о единственном в мире подземном заводе по ремонту подводных лодок.
Сейчас это военно-морской музей. Доступ открыт для всех желающих. Но, что интересно, при строительстве объекта люди подписывали документы о неразглашении, и срок действия этих документов до сих пор не истек.
Почему именно в Балаклаве? Потому что, как я уже писала в предыдущей статье, это место не видно с моря. Место, где с радаров исчезают подводные лодки, место, которое не смогли засечь даже со спутников, разведчики других стран не могли обнаружить его. И, когда шло строительство, для всех жителей и приезжающих существовала легенда, что идет монтаж городской телефонной станции - вот отсюда и название "ГТС".
Место было засекречено еще и потому, что данный объект мог служить бункером в случае ядерного удара. Здесь были построены больница, электростанция, кухня, помещения для хранения еды и воды с запасом примерно на 3 года. Спрятаться здесь могли около 50 тысяч человек!
Сейчас же мы можем познакомиться с объектом, пройтись по нему с экскурсоводом и прикоснуться к нашей истории.
Сначала движемся по длинному коридору - Потерне. По Потерне проложены рельсы для удобства перевоза грузов во время строительных работ.
Проходя по Потерне, доходим до Минно-торпедной части. По обе стороны потерны размещены малые якорные мины, глубинные бомбы, торпеды.
В музее размещена Схема подземного комплекса. На схеме обозначены и другие секретные объекты.
Доходим до доков, заполненных водой. Сейчас, конечно, здесь нет подводных лодок, но для полноты восприятия мы видим макет одной из них. Есть доки, где можно было разместить до 9 лодок, но, в основном, из-за ускоренных темпов строительства, в большинство могла войти только одна подводная лодка.
После захода подводной лодки, из дока откачивали воду, и лодка оставалась стоять на кильблоках. Поэтому доки и называются сухими.
На придоковой территории установлена подводная лодка Тритон-М, напоминающая мультяшных персонажей, но способная вместить двух водолазов.
Здесь размещались электрокары, слесарное оборудование, компрессорная, аккумуляторная станция, холодильник, склады, кабинеты руководства и комнаты отдыха.
Мы продолжаем экскурсию по музею и, незаметно для себя попадаем в секретный объект 820. Но об этом - в следующей статье.
.
Эту проблему решают сегодня отцы города во главе с Александром Кунцевичем. Севастопольское Морское собрание предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном укрытии подводных лодок историко-заповедную зону «Подземелье «холодной войны». В нее бы вошли тематические экспозиционные залы, размещенные в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той — без выстрелов — воистину холодной войне в океанских глубинах.