Найти в Дзене

Ещё один миф о книгоиздании

Оглавление

Когда-то ещё в самом начале истории моего канала я написала статью «5 мифов об издании книг». Ссылку на неё можно посмотреть в конце текста. Но совсем недавно поняла, что один распространённый миф в неё не попал. Поэтому решила поговорить о нём отдельно и подробно.

Суть мифа

Среди начинающих или просто скромно пишущих «в стол» авторов бытует убеждение, что текст ни в коем случае не должен попасть в интернет. А уж если планируется отправить книгу в издательство, то и тем более. Появление её в сети сразу поставит крест на возможности публикации – ни одно издательство текст уже не возьмёт.

Аргументы сторонников этого мифа просты и, на первый взгляд, довольно логичны.

  1. Зачем издательству публиковать то, что и так лежит в свободном доступе? Ведь бумажную книгу уже никто не купит.
  2. Выложенная в сеть книга мгновенно будет растащена по пиратским сайтам и не принесёт автору никакой пользы.

Подобные утверждения распространились лет 10 назад, но в настоящее время они изрядно устарели.

Бен Уишоу. Кадр из фильма "Облачный атлас".
Бен Уишоу. Кадр из фильма "Облачный атлас".

Опровержение мифа

Сейчас издательства с бо́льшей охотой принимают к публикации книги авторов, популярных в сети. Такие авторы уже имеют свою аудиторию, своих фанатов и сделали себе имя на сетевых публикациях, на литературных порталах. Почему так? Тут несколько причин.

  • По утверждениям представителей издательств, если автора не покупают даже в электронке, то на его бумажную книгу и вовсе никто внимания не обратит. Это, конечно, не дословная цитата, но по смыслу очень близко.
  • До сих пор много книголюбов предпочитают читать только бумажные книги. Но на «кота в мешке» тоже денег тратить не хотят. Поэтому прежде чем заказать книгу в интернет-магазине, например, в Лабиринте, читатели ищут отзывы о ней в сети, интересуются рейтингом автора на литературных порталах, мнением своих знакомых, уже читавших электронную версию. Если имя автора нигде не мелькает (даже на пиратских сайтах), а о книге ничего не известно, то её с большой долей вероятности не купят. Выбор-то огромный.
  • Многие поклонники сетевой литературы с удовольствием покупают бумажные книги любимого писателя. Не только для того, чтобы иметь дома томик в красивой обложке, но и в знак благодарности автору, и чтобы при случае взять автограф – сейчас встречи с писателями проходят часто, причём не только в Москве.

И, кстати, до сих пор издание на бумаге, особенно гонорарное считается признанием более высокого статуса автора. Так ли это на самом деле – другой вопрос, и его я обсуждать пока не хочу.

Писательница аниме Вайолет Эвергарден.
Писательница аниме Вайолет Эвергарден.

Позиция издательств

Издательства нередко и сами предлагают рейтинговым писателям издать свою книгу. Часто проводят конкурсы именно среди сетевых авторов, а главным призом этих конкурсов является публикация победивших книг. Такие мероприятия проводят и на Литнете, и на Автор.Тудей, и на Призрачных мирах. Причём на конкурс допускаются уже размещённые на порталах произведения.

Эксмо и Аст даже готовы отказаться от эксклюзивных прав на электронную версию книги, оставив себе только право размещать текст на Литресе. А писатель может также спокойно продавать электронный текст и после выхода бумажной книги. Если, конечно, автор не забудет об этом напомнить при заключении договора. Книга снимается с продаж только с момента заключения договора, как минимум, до выхода бумажной. Но умные авторы возобновляют продажи, только когда уйдёт основной бумажный тираж. Но и в издательство отправляют чаще всего уже после того, как текст заработал определённую сумму на электронных продажах.

Интересная схема есть у Литнета для своих самых рейтинговых авторов. Этот портал предлагает авторам выкупить у них права на книгу на 3 года (стандартный срок), заплатив при этом приличную сумму, в 2–3 раза превышающую гонорар, например, в АСТ. Но фишка ещё в том, что Литнет не только занимается продажами электронки, он ещё и организует бумажную публикацию этой книги через Эксмо, так как своих ресурсов у портала нет. То есть автор получает приличный гонорар и плюс бумажную публикацию. Но для этого надо, чтобы его книга очень хорошо продавалась, показала себя коммерческой.

Уже разместив статью, решила дополнить выдержкой из условий одного из конкурсов Литнет: " Дорогие авторы!
В ваших же интересах вести читателей на страницу конкурсного произведения. Жюри обращает внимание на посещаемость страницы, отзывы и оценки читателей не меньше (а зачастую и больше), чем на литературно-художественные достоинства книги. Ведь с текстом в издательстве в любом случае проводится редакторская и корректорская работа, но если роман не захватывает читателей, не вызывает у них живой отклик, то это значит, и книга продаваться будет не слишком хорошо".

«Не скажу за всю Одессу», но я за последние 5 лет не знаю ни одного нового автора фэнтези, не прошедшего «сетевой фильтр». Нет, возможно, они и есть, например, изданные в маленьких издательствах или «по требованию», но я об этом не знаю. И даже в редакции сентиментальной прозы Эксмо прочно обосновались авторы любовных романов с Литнета и Призрачных миров. Я не говорю, что это хорошо, не говорю, что это плохо. Это просто факты, с которыми нужно считаться. Это реальность, а не миф.

Картинка из свободного доступа.
Картинка из свободного доступа.

Ах да… Пираты!

Так вот на литературных порталах, занимающихся продажами текстов, очень хорошо поставлена защита от пиратов. В этом заинтересованы сами порталы. Часто даже кусок текста скопировать проблемно. Читаются книги, преимущественно, онлайн, у зарегистрированных пользователей есть свои библиотеки и т. д.

Конечно, если текст выложить на бесплатной площадке или просто на сайте, здесь на Дзене, то вероятность его воровства выше. Вот только и пиратов тоже интересуют, прежде всего, известные, рейтинговые авторы, те, кого ищет пользователь, чьи фамилии и названия книг забивают в поисковой строке.

На этом заканчиваю. Успехов вам! Не бойтесь осваивать просторы интернета и знакомить со своим творчеством читателей.

P. S. Да-да. Роберта Асприна и его «Ещё один великолепный миф» я тоже вспомнила.

Вот ссылка на статью о мифах.

А это на статью о литературных конкурсах.

А здесь вы узнаете, как не затеряться на просторах интернета.

И лучшие литературные порталы Рунета.