Общеизвестная шутка Глинки, что "всю музыку создаёт народ, а композиторы её только аранжируют" видимо вдохновила некоторых авторов на создание мистификаций. Удачных или нет - решать вам.
В 1970 году фирма "Мелодия" выпускает грампластинку "Лютневая музыка XVI—XVII вв" с записями советского лютниста Владимира Фёдоровича Вавилова. Только два сочинения альбома были народными, остальные Вавилов сочинил сам , при этом указав авторство других композиторов.
Наибольшую популярность получили два сочинения. Это Канцона якобы итальянского композитора Франческо Канова да Милано, ставшая впоследствии одной из сакральных песен русского рока - "Город Золотой".
И знаменитая Ave Maria, приписываемая итальянцу Джулио Каччини. Уже в 1975 году песню записывает на "Мелодии" меццо-сопрано Ирина Богачёва. В 1987 году в новой аранжировке её исполняет Ирина Архипова . Общемировую известность "Ave Maria Каччини" приобретает в 90-х годах прошлого века, попав в репертуар известных оперных звёзд.
В 1935 году австрийский скрипач и композитор Фриц Крейслер сделал сенсационное признание. Оказалось, что изданные им в начале века транскрипции двенадцати старинных произведений для скрипки и фортепиано под названием "Классические рукописи", авторство которых приписывалось Вивальди, Ланнеру, Куперену, Боккерини и другим композиторам прошлого, в действительности являются его собственными сочинениями.
Этому саморазоблачению предшествовал забавный случай. Один музыкальный критик в своей статье строго отчитал Крейслера за то, что он включил в программу концерта свой бездарный "Венский каприс" и исполнил эту "совершенно пустяковую пьесу" рядом с полными подлинной прелести старинными вальсами Ланнера. Развеселившийся Крейслер тогда и пояснил почтенному критику, что "вальсы" Ланнера написаны тем же пером, что и "Венский каприс".
Американский скрипач и композитор Самуил Душкин вошёл в музыкальную историю не только как исполнитель-виртуоз (Прокофьев и Стравинский доверяли ему играть премьеры), но и как талантливый мистификатор. Душкин делал много переложений для скрипки и фортепиано и в какой-то момент не удержался. Его "Grave для скрипки и оркестра" якобы чешского композитора XVIII века Иоганна Георга Бенды до сих пор впечатляет публику своим меланхоличным изяществом.
Опытное ухо наверняка услышит в этом произведении фрагмент мотива "Марша рыбаков" из фильма "Генералы песчаных карьеров" 1971 года.
В 1901 году Камиль Сен-Санс вместе с композитором и альтистом Анри-Гюставом Казадезюсом основал Концертное общество старинных инструментов. В организованном им квинтете наряду с настоящими произведениями Моцарта, Баха, Генделя исполнялись якобы их неизвестные работы, а на самом деле - подделки Анри и его брата Мариуса. Позже фальшивые альтовые концерты Георга Фридриха Генделя и Иоганна Кристиана Баха вошли в репертуар известных оркестров под управлением именитых дирижёров.
Мариус Казадесюс также является автором "Концерта для скрипки с оркестром ре мажор Вольфганга Амадея Моцарта" - знаменитой "Аделаиды". С 1933 года, момента "обнаружения" партитуры концерта и вплоть до признания фальсификации в суде (1977 год) общественность рукоплескала чудному творению великого "Моцарта". Концерту даже присвоили номер в каталоге Кёхеля (полном списке произведений композитора).
В 1954 году заслуженный коллектив Советского Союза оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского записывает пластинку с Симфонией № 21 соль минор мифического композитора-графомана Николая Овсянико-Куликовского. Горжусь, что имею в коллекции компакт-диск с этой известной фальсификацией.
Настоящим автором симфонии является скрипач Михаил Эммануилович Гольдштейн, подсунувший её в 1946 году художественному руководителю Одесской филармонии товарищу Казневскому. Косвенно в создании мистификации принял участие композитор Исаак Осипович Дунаевский, который, как пишет Артём Варгафтик:
... услышав об этой затее, начал Мишу убеждать: "Да ведь ничего легче, чем написать симфонию в стиле XVIII века. Вот, смотри ..."
И наиграл Мише на рояле очень красивую мелодию очевидно украинского происхождения - буквально готовая народная песня. Миша спрашивает: "Что это?" - "Потом узнаешь!"
Потом оказалось, что это песня "Ой цветёт калина в поле у ручья" из музыки к ещё тогда не вышедшему на экраны фильму "Кубанские казаки".
Гольдштейн немного поменял мелодию Дунаевского и вставил её в четвёртую часть своей симфонии под названием "Казачок".
Хулиганство Гольдштейна несколько подзатянулось. В советских справочниках уже успели появиться тематические статьи о выдуманном композиторе, когда в 1959 году вышел фельетон "Гений или злодей?" раскрывший обман. Тогда же перестали исполнять и другие фальшивки Гольдштейна: "Концерт для альта с оркестром Ивана Евстафьевича Хандошкина" и "Сонату для виолончели и фортепиано Александра Порфирьевича Бородина".
В заключении ослепительная вершина музыкального надувательства, помещённая в книгу рекордов Гиннеса в раздел "Самые ошибочные атрибуции" - "Адажио для органа и струнных соль минор Томазо Альбинони". Автором мистификации в 1948 году стал итальянский музыковед Ремо Джацотто. Об этом написали уже все, и я в том числе. Статья по ссылке.
Финальная несмешная байка:
Когда Пьетро Масканьи выступал в Лондоне, он был приглашен в Виндзор, и королева Виктория попросила его сыграть отрывок из "Сельской чести":
- В опере есть одна мелодия, которая мне особенно нравится.
Композитор сыграл интермеццо, но королева сказала, что это не тот отрывок, которым она восхищается. Масканьи сыграл увертюру, но и на этот раз не угадал. Тогда Масканьи стал играть большой дуэт из оперы, однако и это было не то, что желала услышать королева.
- Впрочем, я помогу вам припомнить мой любимый отрывок из оперы, - сказала королева, - и, сев к инструменту, начала наигрывать пролог из оперы Руджеро Леонкавалло "Паяцы".
Использованный источник:
Артём Варгафтик. Партитуры тоже не горят. М., Издательский дом "Классика-XXI" - 2006 год.
Чтобы не заблудиться в океане нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.