6,6K подписчиков

Большой музыке - большие обманы: фальшивки, подделки, мистификации

820 прочитали

Общеизвестная шутка Глинки, что "всю музыку создаёт народ, а композиторы её только аранжируют" видимо вдохновила некоторых авторов на создание мистификаций. Удачных или нет - решать вам.

В 1970 году фирма "Мелодия" выпускает грампластинку "Лютневая музыка XVI—XVII вв" с записями советского лютниста Владимира Фёдоровича Вавилова. Только два сочинения альбома были народными, остальные Вавилов сочинил сам , при этом указав авторство других композиторов.

Обложка пластинки
Обложка пластинки

Наибольшую популярность получили два сочинения. Это Канцона якобы итальянского композитора Франческо Канова да Милано, ставшая впоследствии одной из сакральных песен русского рока - "Город Золотой".

И знаменитая Ave Maria, приписываемая итальянцу Джулио Каччини. Уже в 1975 году песню записывает на "Мелодии" меццо-сопрано Ирина Богачёва. В 1987 году в новой аранжировке её исполняет Ирина Архипова . Общемировую известность "Ave Maria Каччини" приобретает в 90-х годах прошлого века, попав в репертуар известных оперных звёзд.

В 1935 году австрийский скрипач и композитор Фриц Крейслер сделал сенсационное признание. Оказалось, что изданные им в начале века транскрипции двенадцати старинных произведений для скрипки и фортепиано под названием "Классические рукописи", авторство которых приписывалось Вивальди, Ланнеру, Куперену, Боккерини и другим композиторам прошлого, в действительности являются его собственными сочинениями.

Фриц Крейслер
Фриц Крейслер

Этому саморазоблачению предшествовал забавный случай. Один музыкальный критик в своей статье строго отчитал Крейслера за то, что он включил в программу концерта свой бездарный "Венский каприс" и исполнил эту "совершенно пустяковую пьесу" рядом с полными подлинной прелести старинными вальсами Ланнера. Развеселившийся Крейслер тогда и пояснил почтенному критику, что "вальсы" Ланнера написаны тем же пером, что и "Венский каприс".

Американский скрипач и композитор Самуил Душкин вошёл в музыкальную историю не только как исполнитель-виртуоз (Прокофьев и Стравинский доверяли ему играть премьеры), но и как талантливый мистификатор. Душкин делал много переложений для скрипки и фортепиано и в какой-то момент не удержался. Его "Grave для скрипки и оркестра" якобы чешского композитора XVIII века Иоганна Георга Бенды до сих пор впечатляет публику своим меланхоличным изяществом.

Опытное ухо наверняка услышит в этом произведении фрагмент мотива "Марша рыбаков" из фильма "Генералы песчаных карьеров" 1971 года.

В 1901 году Камиль Сен-Санс вместе с композитором и альтистом Анри-Гюставом Казадезюсом основал Концертное общество старинных инструментов. В организованном им квинтете наряду с настоящими произведениями Моцарта, Баха, Генделя исполнялись якобы их неизвестные работы, а на самом деле - подделки Анри и его брата Мариуса. Позже фальшивые альтовые концерты Георга Фридриха Генделя и Иоганна Кристиана Баха вошли в репертуар известных оркестров под управлением именитых дирижёров.

Мариус Казадесюс также является автором "Концерта для скрипки с оркестром ре мажор Вольфганга Амадея Моцарта" - знаменитой "Аделаиды". С 1933 года, момента "обнаружения" партитуры концерта и вплоть до признания фальсификации в суде (1977 год) общественность рукоплескала чудному творению великого "Моцарта". Концерту даже присвоили номер в каталоге Кёхеля (полном списке произведений композитора).

В 1954 году заслуженный коллектив Советского Союза оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского записывает пластинку с Симфонией № 21 соль минор мифического композитора-графомана Николая Овсянико-Куликовского. Горжусь, что имею в коллекции компакт-диск с этой известной фальсификацией.

Общеизвестная шутка Глинки, что "всю музыку создаёт народ, а композиторы её только аранжируют" видимо вдохновила некоторых авторов на создание мистификаций.-3

Настоящим автором симфонии является скрипач Михаил Эммануилович Гольдштейн, подсунувший её в 1946 году художественному руководителю Одесской филармонии товарищу Казневскому. Косвенно в создании мистификации принял участие композитор Исаак Осипович Дунаевский, который, как пишет Артём Варгафтик:

... услышав об этой затее, начал Мишу убеждать: "Да ведь ничего легче, чем написать симфонию в стиле XVIII века. Вот, смотри ..."
И наиграл Мише на рояле очень красивую мелодию очевидно украинского происхождения - буквально готовая народная песня. Миша спрашивает: "Что это?" - "Потом узнаешь!"
Потом оказалось, что это песня "Ой цветёт калина в поле у ручья" из музыки к ещё тогда не вышедшему на экраны фильму "Кубанские казаки".

Гольдштейн немного поменял мелодию Дунаевского и вставил её в четвёртую часть своей симфонии под названием "Казачок".

Хулиганство Гольдштейна несколько подзатянулось. В советских справочниках уже успели появиться тематические статьи о выдуманном композиторе, когда в 1959 году вышел фельетон "Гений или злодей?" раскрывший обман. Тогда же перестали исполнять и другие фальшивки Гольдштейна: "Концерт для альта с оркестром Ивана Евстафьевича Хандошкина" и "Сонату для виолончели и фортепиано Александра Порфирьевича Бородина".

В заключении ослепительная вершина музыкального надувательства, помещённая в книгу рекордов Гиннеса в раздел "Самые ошибочные атрибуции" - "Адажио для органа и струнных соль минор Томазо Альбинони". Автором мистификации в 1948 году стал итальянский музыковед Ремо Джацотто. Об этом написали уже все, и я в том числе. Статья по ссылке.

Финальная несмешная байка:

Когда Пьетро Масканьи выступал в Лондоне, он был приглашен в Виндзор, и королева Виктория попросила его сыграть отрывок из "Сельской чести":
- В опере есть одна мелодия, которая мне особенно нравится.
Композитор сыграл интермеццо, но королева сказала, что это не тот отрывок, которым она восхищается. Масканьи сыграл увертюру, но и на этот раз не угадал. Тогда Масканьи стал играть большой дуэт из оперы, однако и это было не то, что желала услышать королева.
- Впрочем, я помогу вам припомнить мой любимый отрывок из оперы, - сказала королева, - и, сев к инструменту, начала наигрывать пролог из оперы
Руджеро Леонкавалло "Паяцы".

Использованный источник:
Артём Варгафтик. Партитуры тоже не горят. М., Издательский дом "Классика-XXI" - 2006 год.

Чтобы не заблудиться в океане нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.