Из истории пермских тротуаров: много лет назад люди придумали тротуары. Жизнь заставила.
Не будем поминать средневековые города просвещенной Европы, где помои и прочие отходы жизнедеятельности просто выплескивались из окна на улицу. Обратимся к собственному опыту, благо опыт у нас немалый.
До 1824 года состояние пермских улиц не внушало оптимизма. По словам Д. Мамина-Сибиряка, имевшего удовольствие ранее посетить наш город, пермяки в осенние дни тонули в грязи. Впрочем, Пермь в этом отношении ничем не отличалась от основной массы провинциальных городов нашего Отечества.
Как это часто бывает, делу помог случай. В сентябре 1824 года Пермь ожидала приезда Государя Императора Александра I. По инициативе губернатора К.Я. Тюфяева, не желавшего «ударить в грязь лицом» перед высоким гостем, на улицах города к удовольствию жителей были сооружены деревянные тротуары в три плахи шириной. На их изготовление пошла часть городских заборов.
Император задержался в Перми недолго, а вот тротуары остались. Правда, деревянные сооружения вскоре обветшали, и большая часть горожан по соображениям безопасности предпочитала ходить рядом с ними.
К концу 19 века тротуары в Перми стали делом привычным. Хотя справедливости ради надо сказать, что, к примеру, 1900 году общая протяженность пермских улиц составляла 88 километров, а тротуары составляли лишь пятую часть этого расстояния.
По материалам книги «Пермь губернская»