Очень часто получается так: вроде и знает ребенок, и учил – а оценки хуже, чем он заслуживает. Честно скажу, на мой взгляд, в этом есть и вина учителей. Не всегда уделяют внимание, объясняют быстро и непонятно, начинают кричать, если им задают вопросы. Так вот, как этого избежать?
Я обещала поделиться некоторыми полезными советами, которыми, в свою очередь, поделилась со мной дочь. Только уточню: они срабатывают, если действительно хоть что-то знаешь. Если совсем ничего – тут уж как получится.
***
«Возвращать объяснение учителю». Это выражение их математички. Она, когда что-нибудь объясняет, потом спрашивает и говорит:
- Вы должны вернуть мне мое объяснение, чтобы было видно, что вы действительно поняли, а не просто покивали головой.
Как говорит дочь, желательно это сделать другими словами, чтобы было видно, что ты думаешь, а не просто механически повторяешь.
Пример. Учитель говорит:
- Краткие причастия являются сказуемыми. Понятно?
Не стоит просто кивать головой, мычать или отвечать: «Да».
Лучше примерно так:
- Да, понятно, в этом предложении «построен» - краткое причастие, и это сказуемое.
***
Умение правильно задавать вопросы. Не надо спрашивать:
- А что здесь писать?
Лучше так:
- Если я напишу вот это и вот то – так будет правильно?
Пример. У дочери в школе есть предмет, условно назовем его «Регионоведение». Так вот, учительница всегда очень невнятно дает задания (кстати, я о ней писала, это рассказ о национальной избе). Допустим, пересказ 5 страниц текста. Ученик рассказывает. Она ставит 3 или 4. Почему?
- Не все важное рассказал.
А что конкретно она считает важным – не говорит. Поэтому лучше заранее выяснить, какие именно моменты для нее значимы. Ну, типа:
- О первой ткацкой фабрике говорить? А о количестве изделий, которые выпускалось? А о количестве рабочих?
В результате либо она начнет задавать более конкретно, либо вы ее настолько задолбаете, что она будет довольна всем, что скажете.
Или как дочь делает на биологии. Она не просто уточняет, что рисовать. Она показывает учителю учебник, тычет в картинку и спрашивает:
- Это рисовать? Записываю, рисунок такой-то на странице такой-то. Так?
***
Из вышеизложенного вытекает следующий пункт – постараться понять, что любит конкретный учитель. Кому-то нужно все рассказывать и писать кратко, кому-то – в подробностях. Кто-то любит, чтобы в тетради все важное аккуратно подчеркивали, кому-то это без разницы. Все это надо принимать во внимание.
Дочь обычно старается послушать, как отвечают перед ней, и какие замечания возникают у учителя. Потом отвечает с учетом всего этого.
Пример. Мальчик говорит:
- Гермафродит может размножаться и мужским, и женским способом.
Биологичка орет со страшной силой на тему:
- То есть как? Например, я гермафродит. Сегодня захочу – размножусь мужским способом, а завтра захочу – размножусь женским?
Тем не менее, отвечающие потом ученики опять высказываются приблизительно таким же образом. Вызывают дочь:
- Гермафродит имеет и мужские, и женские половые признаки.
- Наконец-то, молодец, «пять».
***
Не бояться обоснованно возражать учителям. Что значит обоснованно?
Опять пример из той же биологии. Дочь написала в конспекте что-то вроде:
- Бла-бла-бла и другие полезные ископаемые.
Ей пытаются поставить 4, потому что:
- Ты не указала, какие конкретно «другие ископаемые». Надо было указать.
Дочь протягивает учебник:
- Посмотрите сами, страница такая-то, строчка такая-то. Ничего другого не указано. Раз в учебнике нет, может, вы нам продиктуете?
- Садись, «пять».
***
Стараться иметь, как это называет Бездна Романовна, оценочную подушку. Брать доклады и рефераты. Если хорошо понял тему и уверен в себе – вызваться отвечать. Но надежнее, чтобы учитель тебя сам вызвал. Потому что если ты сам руку поднимаешь – вроде как знаешь отлично, и у учителя могут быть завышенные ожидания, т.е. он более строго будет оценивать.
Не лениться делать письменные работы на оценку. Чаще всего они оцениваются по принципу: чем больше написал, тем лучше. Поэтому просидишь дома за домашкой на 10 минут дольше – зато получишь 5. Написать легче, чем выучить. А активно работать на уроке – это лучше, чем балду пинать.
Пример. Часто на той же биологии им ставят оценки за конспект, сделанный во время урока. Можно ныкаться на задней парте и не писать. Бездна Романовна сидит перед столом учителя, поэтому у нее вариантов особых нет – так что пишет. И почти всегда получает за урок 5. А мы помним, что раз учитель близко, то можно же и уточняющие вопросы задать (см.пункты выше). Кстати, она говорит, что по такому конспекту и готовиться проще: там только самое важное, причем именно то, что считает важным учительница. А уж увязать все это в красивый рассказ – дело техники.
Многие еще стараются в начале учебы активно отвечать, чтобы побольше оценок накопить. А потом можно расслабиться, потому что спрашивать будут тех, у кого оценок нет. Но дочь говорит, что на это не всегда можно рассчитывать. Например, у них физичка может одного человека спрашивать три урока подряд.
***
Правильно задавать вопросы насчет оценок.
Не просто:
- А сколько у меня средний балл? А 4, 5 – это 5?
Лучше спросить в целом:
- Если средний балл 4,5, вы сколько поставите?
***
И last but not least. С учителями надо разговаривать. Внятно и вежливо. Они обычные люди, поэтому с ними всегда можно договориться. Главное не хамить и не наглеть.
Вот, пожалуй, все, что я смогла вспомнить и обобщить. Кто может дополнить?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
С чего все началось:
Почему дочь репетитора учится без репетиторов, или лень – двигатель прогресса
А в следующий раз я расскажу о том, как правильно исправлять оценки (опять же, правила от дочери).
И вот о чем я писала 19 февраля в прошлом году: