Немецкий реактивный истребитель конца Второй мировой войны.
Кроме названия Salamander (Саламандра) известен также под наименованиями Volksjäger (Фольксъягер - Народный истребитель) и Spatz (Шпатц - Воробей, это имя дал проекту сам Эрнст Хейнкель). Самый быстрый самолет Второй мировой (максимальная скорость 905 км/ч). Всего выпущено 116 шт.
В 1944 году бомбардировки Германии союзниками приняли особенно жесткий характер. В попытке найти средства противодействия армадам бомбардировщиков нацистские власти объявили конкурс на создание быстрого и предельно простого одномоторного реактивного истребителя, который можно было производить с минимальным использованием дефицитного алюминия и с использованием малопрофессиональной рабочей силы. 8 сентября 1944 года RLM (Reichluftministerium - Министерство авиации) выпустило документ с требованиями конкурса:
- Длительность полета не менее 30 минут.
- Взлетный пробег не более 500 метров
- Вооружение - две пушки.
- Нагрузка на крыло не более 200 кг/м2
- Полный вес не более 2 тонн
- Один двигатель BMW-003
- Максимальная скорость не менее 750 км/ч на уровне моря.
- Готовность к тестовым полетам к 1 декабря 1944.
- Готовность к производству к 1 января 1945.
Предложение было направлено ведущим авиапроизводителям: Arado, Blohm & Voss, Fieseler, Focke-Wulf, Junkers, Heinkel и Messerschmitt. Мессершмитт отказались, поскольку были сосредоточены на доведении Me-262, из остальных реальные проекты представили Focke-Wulf (Volksjäger 1), Blohm & Voss (P211) и Heinkel (P1073). Проект Blohm & Voss выглядел лучше по большинству параметров, он и был объявлен победителем на предварительном заседании комиссии. Однако Heinkel опротестовала решение, после чего Эрнст Хейнкель начал "работу с персонами" - и в итоге убедил Геринга и многих членов комиссии. Тем более, что в отличие от конкурента, прототип Хейнкеля был уже проработан (работу над проектом "Шпатц" Хейнкель начал еще летом 1944 по собственной инициативе), уже существовали аэродинамические макеты. В итоге на финальном заседании комиссии 30 сентября предсказуемо победил проект Heinkel.
Первоначально самолет назывался Hе-500, но в октябре Технический департамент RLM присвоил самолету обозначение Hе-162. Одновременно самолет получил имя "Salamander", которое первоначально было обозначением всей программы.
Фюзеляж и крыло были в основном из дерева, с применением стали и легких сплавов. Двигатель ВМW-003 устанавливался прямо на фюзеляж, за кабиной. На двигателе - характерная кольцевая антенна радиокомпаса. Запас топлива - 700л в одном мягком фюзеляжном баке и 180л в одном дополнительном баке в крыле. Крыло получило узнаваемые законцовки, отклоненные вниз - они были предложены для стабилизации полета известным авиаконструктором Александром Липпишем ("уши Липпиша"). Летчик располагался в катапультируемом пороховым зарядом кресле (иначе попадание в воздухозаборник двигателя было практически неминуемым), так что He-162 можно считать первым самолетом с катапультированием летчика.
Первый полет состоялся 6 декабря 1944 года. Самолет получился очень "нервным" в управлении и допускать к нему малообученных летчиков (что предполагалось программой "Народный истребитель") оказалось невозможным. В итоге в боевых действиях самолет почти не использовался, зато небоевые потери (технические проблемы и ошибки летчиков) многократно превысили боевые.
После поражения нацистов экземпляры этого самолета в разной степени законченности попали к союзникам, в основном американцам. 2 летающих экземпляра попали в СССР, были исследованы и признаны негодными для дальнейшего развития.
Технические характеристики
- Размах крыла 7.02 м
- Длина 9.03 м
- Высота 2.60 м
- Площадь крыла 11.1 м2
- Масса пустого 1664 кг, нормальная взлетная 2600 кг, максимальная взлетная 2800 кг
- Тип двигателя ВМW-003Е-1
- Тяга номинальная 800 кгс, форсажная 920 кгс
- Максимальная скорость у земли 885 км/ч, на высоте 900 км/ч
- Практическая дальность 970 км
- Практический потолок 12000 м
- Вооружение: две 20-мм пушки МG-151/20 со 120 снарядами на ствол
Набор от "Моделиста"
Уровень сложности: Легкий
Пластик: Аккуратное литье. Цвет серый. Прозрачные детали хорошего качества.
Инструкция: Качество печати не очень. Но конструкция несложная, все понятно. С одним важным исключением - ничего не сказано о развесовке модели (см. ниже).
Детализация: Невысокая. Кокпит пустой, без деталей. А снаружи и у оригинальной машины деталей немного.
Сборка: Детали стыкуются хорошо. Есть, однако, одна большая проблема - задняя часть фюзеляжа сделана одной большой литой деталью. Поскольку у этого самолета третья стойка шасси спереди, то собранная модель всегда падает на хвост. Поскольку в инструкции об этом ничего не было, обнаружилось это уже после присоединения стоек шасси (т.е. после почти полной сборки!). Пришлось высверливать фюзеляж в передней части, закладывать туда свинец и залеплять шпатлевкой - что весьма долго и хлопотно. Если б знать заранее - я бы еще перед сборкой высверлил лишнее из задней части фюзеляжа, а в переднюю часть положил бы свинца.
Окраска: Простая, без изысков.
Сверху: Gunze H422 (Light Green RLM82) и H421 (Brown Violet RLM81).
Снизу - Gunze H417 (Light Blue RLM76), черный (Звезда акрил 20) - кокпит, черный Gunze H77 Tire Black - шины, антенна радиокомпаса, кожа (Звезда акрил 27), вороненая сталь Звезда акрил 08 - оружие, серый Звезда мастер-акрил 31 - детали шасси.
Лак: глянцевый (Звезда акрил 62) - перед нанесением декалей, матовый (Звезда акрил 61) - после декалей.
Декали: хорошего качества.
Итого.
Плюсы: качественное литье, все стыкуется без применения надфилей и прочих средств тонкой настройки.
Минусы: не упомянуто, что развесовка собранной по умолчанию модели будет с огромным сдвигом в хвост..
Вердикт: хороший комплект для быстрой сборки
Что получилось: