На мой взгляд, особенность кино СССР - высочайший класс актерской и режиссерской работы. Даже отрицательные героини часто хороши. Ну разве РаисЗахаровна и Маргарита Пална противные? Да они гениальны! А Катя из фильма “Афоня”? Она с приветом, но так мило сыграна... Многим не нравится Оля из “Служебного романа”, а меня ее жалкость трогает (стара я стала и под “О мой застенчивый герой” могу слезу выпустить).
Хотя в моем личном рейтинге есть несколько таких героинь, к которым такую личную неприязнь испытываю - просто кушать не могу.
Алика, “Асса”
Идеал ведической женщины. Ничего не решает, ничего не знает, говорит еле слышным голосом, куда поведут - туда и идет. Прибилась к деляге Крымову - и пробродяжничала с ним три года. Три года бесценной женской молодости.
Потом несоветская жизнь Алике приедается, и она зачем-то полюбляет дворника, живущего в замусоренной комнатушке.
Да так, что из люкса “Ореанды” хочет переместиться прям туда, за железный занавес. А куда еще, если она своим полузадушенным голосом делает Крымову смелые заявления, что никуда с ним не поедет? Сам Бананан погибает, так и не узнав, что у них с Аликой была любовь. "Обожаю" женщин, чьи страсти и любови происходят исключительно в их голове.
Алевтина, “Экипаж”
Это второстепенная, но очень яркая героиня. Бывшая жена модификации “Бензопила”. Красивая, но злобная, нервная и неумная.
На фоне ее спокойного, симпатичного бывшего мужа (да еще летчика), Ненарокова, эта женщина выглядит чудовищем. Она почему-то не разрешает ему видеться с сыном, а позже увозит сына в другой город. Самое обидное, что у Ненарокова нет никакого влияния на зарвавшуюся бывшую жену. Во времена СССР как-то не была распространена практика совместной опеки над детьми. После развода дети часто вообще не видели отцов. Видимо, развод считался настолько страшным преступлением (отцовским, конечно, а не совместным) и таким постыдным делом, что полностью вычеркнуть отца из жизни ребенка считалось нормой. Алевтина невероятно, захватывающе противна, на нее просто тяжело смотреть.
Мама Валентины, “Валентин и Валентина”
Интеллигентная дама, мама двух дочек: взрослой Жени и почти взрослой Вали. Дома бабье царство. Хотя ни мама, ни Женя - вовсе не замшелые старые девы, мир мужчин их пугает. Мама считает, что от них один вред, а раз так, надо хоть как-то его компенсировать - найти жениха получше. Где, как искать женихов в 20 веке, зачем - непонятно.
В детстве меня от этого фильма (хотя он добрый и милый) просто трясло: настолько страшной бабой мне казалась красивая Доронина. Она своим высоким умирающим голосом весь фильм так газлайтит дочку, что можно с ума сойти. Невинные, здоровые отношения 18-летней Вали с ровесником представляются чем-то ужасным. А то, что Женя молодые годы губит с женатым - вроде как норма, особенно, если вслух об этом не говорить. Влюбленной здесь и сейчас девочке предлагает каких-то абстрактных, несуществующих “настоящих” людей. В общем, мама переворачивает все с ног на голову на грани сумасшествия из романа Оруэлла, где свобода - это рабство, а война - это мир.
Алла, “Осенний марафон”
Болезненная Алла застряла в типичном женском болотце, куда часто попадают симпатичные псевдоинтеллектуалки.
Самомнения много, руки чистые, но головой работать не умеет, да и в целом по жизни дезориентирована. Любит женатого, он не уходит от жены, часики тикают. Есть вроде как Пташук во френдзоне, но он унылый. Так она и мечется. То за Пташука замуж думает, пока последний вагон не ушел. То пожилого, усталого Бузыкина огорошивает предложением родить ребеночка (конечно, более правильного, чем взрослая и мало уважающая его дочь), то своими болезнями вымогает внимание. То, как все многолетние любовницы женатых, звонит жене и дышит в трубку.
К тому же как у всякой женщины, которая считает себя “выше всего этого”, у Аллочки неустроенный быт. Ее комната, где телевизор стоит на постели, это гроб ее личной жизни.
Вера, “Маленькая Вера”
Официальная трактовка этого образа - молодая девушка, живущая в адской обстановке, почти на дне, и от этого страдающая.
Но, простите, а в чем дно? Семья Веры живет примерно как все. У Веры хорошая мама и попивающий, но работящий папа, кстати, очень любящий ее. Под угрозой тюрьмы папа думал не о себе, а о семье. А сцену под дождем помните? Самым днищем в семье была как раз Вера, а не ее родня.
Вы заметили, что Вера даже готовить не умеет? Дети, живущие в ужасной обстановке, обычно рано становятся самостоятельными.
Но Вера почему-то уверена, что достойна лучшей жизни (интересно, за какие такие заслуги?), какой-то особой романтики и любви. Ну прямо госпожа Бовари перестроечного разлива. При том, что она не представляет собой ничего, вообще, совсем. Даже ее подруга Чистякова, хоть и пьет бражку, но хотя бы симпатичная, добрая и хозяйственная.
По странному стечению обстоятельств Веру любит парень из приличной семьи - Андрей (хотя один намек на объяснение этого феномена есть, ну или мне показалось). А Сергей почему-то не только сразу не прогоняет ее, а даже соглашается на ней жениться. Хотя между ними - пропасть, и нет никаких чувств, чтобы перекинуть через нее мостик.
Самый неприятный эпизод - показное выпивание таблеток. Вот уж на что я не люблю фразы про “Сталина на вас нет”, но некоторым женским типажам трудотерапия на свежем воздухе пошла бы на пользу.
Спасибо за лайк! Почитать еще:
Мои статьи о кино #дсг_кино
Самые омерзительные герои русской классики
"Поющие в терновнике": женская старость
"Титаник" как история женской жизни