Абсурд – привычный атрибут многих человеческих культов. Как может прийти в голову нормальному человеку прирезать беззащитное животное, чтобы насладиться видом его истекающей крови и впасть от этого в религиозное блаженство?! А ведь культ жертвенного агнца – один из важнейших в христианстве. Как легко и просто, зарежь овцу и весело продолжай грешить.
На эту мысль меня натолкнуло известие о благополучном завершении реставрации прославленного произведения не менее прославленных мастеров живописи 15 века, какими были братья Губерт и Ян Ван Эйк.
Слов нет, Гентский алтарь, освященный в 1432 году, с художественной точки зрения великолепен. Его центральная часть отображает поклонение Агнцу, принесенному в жертву во имя искупления грехов человеческих.
Реставрация, начатая в 2012 году, затянулась. В день осваивали в среднем по три квадратных сантиметра. Когда, наконец, в эти дни публике открыли творение, то реакция была неоднозначной. Некоторые возликовали и прослезились от умиления, другие были вне себя, возмущенно требуя вернуть привычный образ.
Известно, что первые изменения в изображение были внесены художниками Ланселотом Блонделем и Ян ван Скорелом в середине 16 века. Они увеличили фигуру ягненка до размера упитанной овцы. Пририсовав новые два уха соответствующего размера, художники почему-то забыли замалевать первоначальные. Итого их стало четыре. На это обстоятельство фанатичные верующие веками попросту не обращали внимания. Но это, кстати, явилось одной из причин нынешней реставрации.
Ученые реставраторы из Бельгийского королевского института культурного наследия постарались максимально восстановить первоначальное изображение, порой даже применяя хирургический скальпель.
Наверное, им это удалось. Теперь мы видим бедного ягненка таким, каким его изобразил то ли Губерт, то ли Ян Эйк (точно никто не знает). В частности, теперь агнец смотрит на нас человеческими и тревожными глазами, некоторые ощущают в них ужас. Немудрено – столько зрителей с восторгом смотрят на истекание кровью животного, пусть даже среди них и ангелы.
До реставрации ягненок выглядел вполне симпатичным и с удовольствием приносил себя в жертву грешному человечеству. Ведь и людей, которых приносили в древности в жертву языческим богам, перед этим одурманивали. Из сочувствия или чтобы не испортить праздничного настроения и впечатления от обряда, не знаю.
Реставраторы свое дело сделали профессионально, заявив: «Нет слов, чтобы выразить удовлетворение от результата работы. Отстранение наносов красок позволило нам открыть восторженную виртуозность братьев Эйк. Теперь мы можем восхищаться великолепием мастерства, с которым выполнено произведение, во всем его богатстве».