Найти тему
Рок на БиС

Лучшие альбомы RIO/avant-prog. Часть 2.

Для тех немногих, кто прочел заметки о стиле RIO/Avant-prog и первую часть лучших альбомов, и поставивших лайк обеим, то есть для самых продвинутых читателей и комментаторов Яндекс-дзена, публикую вторую часть лучших альбомов самой сумасшедшей и завернутой музыки. Остальным предлагаю присоединиться.

Коллаж из обложек альбомов, взятых на сайте progarchives.com
Коллаж из обложек альбомов, взятых на сайте progarchives.com

This Heat "Deceit"

Рейтинг на прогархивах: 4.39. Год выпуска: 1981.

Британское трио экспериментаторов This Heat в составе Чарльза Буллена, Чарльза Хейворда и Гарета Уильямса (Charles Bullen - guitar, clarinet, viola;
Charles Hayward - percussion, keyboards; Gareth Williams - keyboards, guitar, bass) было образовано в районе Кэмберуэлл на юге Лондона, Великобритания в 1976 году (по другим источникам в конце 1975-го). Кроме названных инструментов вся троица использовала вокал и активно работала с предварительно записанными магнитофонными лентами. Буллен и Хейворд ранее играли вместе, а Хейворд ещё успел поучаствовать в Gong и Quiet Sun. Присоединившийся к ним Гарет Уильямс сам себя не считал музыкантом, но Буллен и Хейворд предоставили ему своеобразный "wild card" и не прогадали. С самого начала This Heat выделялись. Их поношенные костюмы, короткие волосы, и сочетание блестящей музыкальности со случайными шумами одинаково отгораживали их как от поклонников панка и так и от прог-фанов, хотя они находили поддержку и сочувствие у избранной аудитории, включая музыкантов из известной RIO/авант-проговой группы Henry Cow.

До своего распада в 1982 году коллектив успел издать три работы. Одноименный дебютник 1979 года, характеризующийся интенсивным использованием лупов и других манипуляций с лентой в сочетании с традиционным инструментальным исполнением для создания плотных и мрачных электронных звуковых ландшафтов и даб-ориентированного экспериментального рока. 12" сингл "Health and Efficiency", вторая сторона которого представляла странный и тревожный электронный гул, который (как подразумевалось в названии трека Graphic/Varispeed ) можно было воспроизводить на любой скорости. И, наконец, в 1981 был выпущен альбом "Deceit" ( в переводе - обман), который, несмотря на бОльшую песенную ориентированность, продвинул радикальные идеи и апокалиптические образы дебюта даже дальше, чем могли представить поклонники группы.

В итоге этот недолго просуществовавший проект оказал огромное влияние на множество авант-проговых групп, а также на формирование и/или развитие таких музыкальных стилей как пост-рок, индастриал и пост-панк.

Secret Chiefs 3 "Book M"

Рейтинг на прогархивах: 4.38. Год выпуска: 2001.

Ютуб канал Silent Chill

Можно считать основанную в 1995 году калифорнийскую группу Secret Chiefs 3 амбициозным сайд-проектом музыкантов из Mr. Bungle, можно сольным творчеством композитора, музыканта и продюсера Трея Спрюэнса (Trey Spruance), можно художественной мастерской, через которую прошли уже десятки исполнителей на электрических и акустических, струнных и духовых, традиционных и экзотических музыкальных инструментах. В любом случае стиль Тайных Вождей представляет уникальный сплав самой разнообразной восточной этники (арабской, персидской, индийской и ещё бог знает какой) с авангардной и диджейской электроникой, дэт-металом, сёрф-роком, джазом, музыкой кино и так далее. "Калинки-малинки" разве что не хватает.

Третий альбом Secret Chiefs 3 Книга M состоит из индийских и других азиатских мелодий, наложенных на скачущие ритмы техно, и крошечных вкраплений метала. Он в некотором смысле концептуален, так как основан на художественном произведении, в котором рассматривалась связь теории чисел и индуистских религиозных верований. Любителям осовремененной версии индо-пакистанской музыки слушать обязательно. Впрочем, всем любителям нетривиального и новаторского подхода к сочинению и исполнению музыки тоже.

Кстати, любопытный факт. Название группы отражает увлечение Трея Спрюэнса философией оккультных движений, в которой Тайные Вожди считаются трансцендентными космическими авторитетами. О как!

Present "No. 6"

Рейтинг на прогархивах: 4.35. Год выпуска: 1999.

Ютуб-канал moh tack

Ютуб-канал ISSEHN

Один из основателей бельгийской авант-проговой группы Univers Zero гитарист Роджер Триго (Roger Trigaux) покинул эту группу после выхода второго альбома "Heresie" и в 1979 году организовал собственный проект, получивший название Present. Нет, он не стал играть синти-поп или реггей. Музыка Present всё тот же старый недобрый RIO, но в собственном видении Роджера Триго. Она ещё более темна, мрачна и даже зловеща по сравнению с Univers Zero, а также более наэлектризована, более энергична и более четко структурирована, поскольку есть нормальная структура песни, если это выражение когда-либо что-то значило для музыкантов стиля RIO/авант-прог. После выпуска двух альбомов наступил перерыв в деятельности Present. Прошло почти десять лет прежде, чем группа возобновила свою деятельность.

Альбом "No. 6" действительно шестой (включая концертник) альбом Present. В 1998 году Триго отправился в Тель-Авив, чтобы сыграть на гитаре для саундтрека, сочиненного израильской группой Tractor's Revenge. Звукорежиссер проекта Уди Кумран предложил Триго вернуться в Израиль со всей группой. За две недели в мае-июне 1999 года группа записала более 100 минут новой музыки. Готовый материал был разделен на два последующих альбома “ No. 6 ” (1999) и “ High Infidelity ” (2001). Формула звучания новой инкарнации бельгийского "Подарка" осталась практически неизменной: роковые риффы, одновременно медленные, сложные и тяжелые, темная атмосфера, свою роль в создании которой играет и время от времени звучащая лирика, и техника кульминационного наращивания звукового давления через гипнотическое повторение музыкальных фраз (особенно в басовой линии). Плюс к этому добавлены виолончель, саксофон и труба. Захватывающее приключение - слушать будет не легко, но интересно.

Frank Zappa "Hot Rats"

Рейтинг на прогархивах: 4.34. Год выпуска: 1969.

Ушедший из этого мира на 53-ем году жизни человек-космос, человек-фантазия, человек-ирония, обладатель одной из самых обширных дискографий (более 100 дисков, включая концерты и сборники) и герой популярной песни Фрэнк Заппа (Frank Zappa). оставил после себя творческое наследие в диапазоне от рок-н-ролла до классики, включая джаз-рок, прог, авангард и еще пару десятков музыкальных жанров/стилей. Рассказывать о его жизни и карьере надо отдельно. Может когда-нибудь и замахнемся. А пока начнем с диска "Hot Rats".

Альбом вышел в октябре 1969 года и является первым, если не считать экспериментального "Lumpy Gravy", записанным Фрэнком, как сольным исполнителем, без постоянной команды Mothers of Invention, хотя и в сотрудничестве с её участником, мультиинструменталистом Иэном Андервудом (Ian Underwood). Видимо, Заппа почувствовал необходимость сменить исполнителей, ибо по музыке "Hot Rats" сильно отличался от предыдущих альбомов с их эксцентричными и сатирическими вокальными и инструментальными кульбитами и заходами на территорию музыкального авангарда. "Hot Rats" представляет собой практически чистый инструментальный (кроме второй композиции с участием Капитана Бифхарта) джаз-рок. Причем композиционная изысканность джаза с раскованностью и жесткостью рока соединена весьма элегантно. Заппа проявляет себя не только как классный композитор и аранжировщик, но и прекрасный гитарист. Сопровождающий состав из профессиональных джазовых и блюзовых музыкантов таких, как Макс Беннетт (Max Bennett), Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty), Лоуэлл Джордж (Lowell George), Дон "Сахарный Тростник" Харрис (Don "Sugarcane" Harris) и ряда других исполнителей, авторские задумки воплощает безупречно. Идеально сбалансированная работа.

Frank Zappa "The Grand Wazoo"

Рейтинг на прогархивах: 4.32. Год выпуска: 1972.

Альбом "The Grand Wazoo" является не прямым, но логическим продолжением и развитием уже упомянутого "Hot Rats". Не прямым, так как у "The Grand Wazoo" был непосредственный предшественник, альбом "Waka/Jawaka". Продолжением потому, что это вновь джаз-рок в гениальном, но немного сумасшедшем видении Фрэнка. И развитием, так как он записан почти что камерным джазовым оркестром. Более 20 музыкантов и вокалистов вносят свой вклад в запись. Всего пять вещей. 37 минут музыки. Бесспорная веха в карьере Фрэнка Заппы и во всем стиле авант-прог.

Альбом записывался в апреле-мае 72-го. Заппа в это время был прикован к инвалидному креслу в результате инцидента, произошедшего в декабре 71-го в Лондоне, в результате которого он упал со сцены в оркестровую яму. В итоге Фрэнк играет некоторые гитарные соло и эпизодически поет, а основное внимание уделяется его навыкам как композитора и аранжировщика.

"The Grand Wazoo" является в значительной степени инструментальным, но одновременно и концептуальным альбомом. В примечаниях к альбому рассказывается о двух враждующих музыкальных фракциях. На обложке юмористическая картина "Римляне против ассирийцев". А в музыке используются одновременно две духовые секции (медная и деревянная) с радикально различными целями, что является новаторским подходом. Первая секция парит над многочисленными соло и украшает музыку, вторая обеспечивает басовый гул, дающий необыкновенное нервное ощущение музыке. Но, как отмечали и слушатели, и критики тайный герой этой записи - невероятный барабанщик Эйнсли Данбар (Aynsley Dunbar). Он приковывает к себе внимание и затмевает и гитару шефа, и фортепианные соло великолепного джазового пианиста Джорджа Дюка (George Duke).

Абсолютно необходимый альбом для понимания музыкальной вселенной Фрэнка Заппы.

P.S. Остался невыясненным вопрос, что такое Grand Wazoo. Согласно тексту в буклете это огромный примитивный, но эффективный мегафон.)

Заметка о стиле RIO/avant-prog.

Первая часть лучших альбомов RIO/avant-prog.