Экклезиаст(это на греческом, на еврейском - когелет, на русском - выступающий в собрании, проповедующий) - одна из книг Ветхого Завета. Она входит и в состав иудейского Священного Писания Танах. Написал её царь Соломон.
Тот самый Соломон, в царствование которого был построен главный Иерусалимский храм. Тот самый Соломон, который прославился как честный и непогрешимый судья, а выражение"Суд Соломона" и по сей день является метафорой мудрого и справедливого суда. Тот самый Соломон, чьё кольцо с надписью "Всё проходит" считалось волшебным. Тот самый Соломон, сын Давида (Сулейман ибн Дауд - мир с ними обоими!), которого поминает старик Хоттабыч. Тот самый Соломон, который написал "Книгу притчей Соломоновых" (в Библии она предшествует "Экклезиасту") и последующую за ними "Песнь песней Соломона". Однако (несмотря на то, что автор Экклезиаста с самого начала называет себя сыном Давида и царём Иерусалимским, есть люди, сомневающиеся в авторстве Соломона, поскольку обнаруживают в тексте некие анахронизмы. Мы в эту полемику не полезем, поскольку речь у нас не об этом.
Дело в том, что Экклезиаст - это первый, дошедший до нас, философский труд, рассматривающий Вселенную, Историю и Человека как вечно существующую систему, некий круговорот сменяющих друг друга, но вечно повторяющихся событий. Помните "...и возвращается ветер на круги своя.. "? Это философия фаталиста, поскольку всё предопределено и вечно повторяется, права и неправда, справедливость и несправедливость меняются местами, и какая-либо борьба бессмысленна и бесполезна. Суета сует и всяческая суета (по латыни: Vanitas vanitatum et omnia vanitas). Это философия гедонизма, поскольку единственное, что имеет смысл в этом круговороте бесполезной суеты, это возможность получить удовольствие. Лови день (Carpe diem). лови момент. В этом, уже латинском выражении тоже есть мрачноватый оттенок. Почему момент нужно ловить? Потому, что жизнь коротка. Помни о смерти и лови день (Memento mori et carpe diem).
Именно эти идеи так или иначе приходят в голову художников, настолько влюблённых в окружающий их вещный мир, что они посвящают жизнь изображению предметов повседневного быта, художников натюрморта. Само слово "натюрморт"происходит от слов "мёртвая природа". Может и мёртвая, но не для художников, её отражающих. Для них это и есть жизнь. А начинается история этого жанра с напоминания о смерти в портретах или религиозных картинах. сначала появляется череп или увядающие цветы на портрете. Или с цветочного орнамента в сюжетах, связанных с историей святого семейства. Постепенно эти элементы, утрачивают чисто декоративное значение и обретают собственный смысл, собственное содержание. Жанр Vanitas фактически становится истоком, началом нового жанра - натюрморта.
А Carpe diem порождает натюрморты завтраков и банкетов. А из орнаментов в религиозных картинах возникает жанр цветочных натюрмортов. Этот процесс трансформации проходит постепенно, начиная с конца 15-го века, и в 17-м веке в искусстве Нидерландов стремительно развивается жанр натюрморта.
А затем распространяется в живописи всего мира.