В России пьют охотно и много. Пьют по праздникам и в будни, в счастливый час в и в минуту горя, в компании и в одиночку, при встрече и во время расставания. До сих пор алкоголь у молодежи алкоголь ассоциируется с мужественностью и взрослостью, а к горьким пьяницам зачастую относятся с жалостью и пониманием.
Чрезмерное распитие алкоголя стало традицией и бедой России. Сложно сказать, что тут послужило причиной: зловредные власти и производители, спаивающие народ, суровый климат, неизбывная русская тоска или желание хотя бы с помощью спирта раскрасить жизнь и позабыть о невзгодах. Попался мне на глаза график потребления алкоголя в России за большой период времени. Он натолкнул на два занятных вывода:
Первый. Население начинает больше пить во время политических и экономических кризисов, словно заливая спиртным недовольство жизнью, пытаясь смягчить внутреннее раздражение и гнев на внешние обстоятельства.
Второй. Жесткие «сухие законы» резко снижали потребление алкоголя, но становились предвестниками грандиозных революций, полностью менявших облик России. Словно, отрезвев, люди переходили от слов и размышлений к решительным действиям.
Сухие революции
Летом 1914 года, после начала Первой Мировой войны, в Российской Империи почти повсеместно запретили продавать алкоголь. В ресторанах первой категории чистая публика еще могла побаловать себя вином, но для большинства спиртное стало труднодоступным. Появилось множество подпольных винокурен, однако они не могли обеспечить предвоенных объемов производства алкоголя.
Люди стали меньше пить, потребление упало с 4.7 до 0.2 литров спирта на душу населения, а вслед за этим снизился уровень преступности, пошло на спад количество прогулов на заводах, выросла производительность труда. Однако во время войны резче высветились несправедливое устройство российского государства, тяжелое положение рабочих и крестьян, поражения на фронтах. В 1917 году копившееся годами народное возмущение вырвалось наружу, произошли две революции, которые совершили трезвые люди.
Царский сухой закон продолжал действовать в Советской России до 1925 года. Затем молодому государству потребовались живые деньги для реализации масштабных планов по развитию страны. Возобновилась государственная торговля спиртным. За несколько лет потребление выросло в пять раз: с 0.2 до 1 литра спирта на человека. А в середине 30-х годов во времена репрессий, чисток и ожидания большой войны подскочило до 2.8 литров. Возможно, многие отгораживались алкоголем от творящегося вокруг.
Во время ВОВ и в первое послевоенное десятилетие в СССР пили меньше, в районе 1.8 литров спирта на человека. Сначала надо было с напряжением всех сил сражаться с врагом, а затем восстанавливать города и экономику. Но с середины 50-х годов потребление спиртного начало быстро расти: в 1955 – 2.8 литра, в 1965 – 4.5 литра, в 1975 – 9 литров, в 1984 – 10.5 литров, и это без учета самогоноварения.
Складывается впечатление, что людям постепенно приходило осознание, что государство идет не туда, сроки победы Коммунизма постоянно откладывались, власти кормили лозунгами, обещаниями и хулами Капиталистического мира, которым уже не особо верили, будущее рисовалось не очень оптимистично. Но открыто выражать неудовольствие было опасно и непривычно, на это решались немногие, а многие находили утешение и отраду в алкоголе.
Государство несло огромные потери от алкоголизации населения. К середине 80-х в СССР было примерно 5 миллионов алкоголиков. Повальное пристрастие к спиртному становилось причиной неимоверного числа смертей, болезней, преступлений, ДТП, несчастных случаях на производстве, больных и брошенных детей, разводов. Снижалась продолжительность жизни и производительность труда.
По подсчетам Института социологии Академии наук СССР, ежегодно народное хозяйство теряло примерно 90 миллиардов рублей из-за алкогольных злоупотреблений граждан, а весь бюджет Советского Союза в 1985 году составлял 390 миллиардов рублей.
Стараясь переломить ситуацию, в 1985 году Горбачев объявил сухой закон. Цены на алкоголь возросли, увеличились штрафы за распитие в неположенных местах, ужесточились наказания за пьянство, закрывались магазины и сокращалось время продажи спиртного. Потребление алкоголя упало 3.6 литров, без учета вновь развившегося самогоноварения.
И опять, как в 1914 году, позитивные результаты трезвости проявились практически сразу. За два года заметно снизилось количество преступлений и несчастных случаев на производстве, повысилась продолжительность жизни, стало рождаться на 500 000 человек больше. Казалось, страна нашла путь к обновлению и развитию. Но оказалось, что показалось.
Уже в 1987 году сухой закон был частично отменен. Во-первых, поступление от продажи алкоголя были слишком нужны бюджету, с помощью алкогольных денег дотировались низкие цены на сахар, хлеб, молоко и другие продукты. Во-вторых, у населения сухой закон вызвал резкое неудовольствие, люди восприняли его как покушение власти на один из последних способов переносить тяготы жизни.
В СССР того времени как раз начался экономический кризис, дефицит, проблемы с товарами народного потребления. Возможно, два года сравнительно трезвости убедили многих людей в том, что надо что-то радикально менять. Поэтому, когда в 1991 году случился переворот, смена власти прошла довольно мирно и бескровно, за прежних властителей не вступилось ни население, ни армия, ни силовики.
А потом наступили смутные 90-е года. Назад дороги не было, впереди – полная неопределенность, жизнь из года в год только ухудшалась. К 2000 году потребление алкоголя взлетело до 18 литров спирта на человека в год и по инерции продержалось на этом уровне до 2008 года. Почти два десятилетия люди будто убегали от невыносимой действительности в алкогольное марево, где забываются проблемы, неустроенность, безнадежность.
А что сейчас?
В 2009 году российские власти начали очередной крестовый поход против алкоголизации населения. Но не стало вводить суровый сухой закон, вероятно, учитывая интересы производителей спиртного, опасаясь ропота россиян и не желая потерять большой приток алкогольных денег в бюджет. В магазинах осталась доступная выпивка на любой вкус, цвет и кошелек.
Власти повысили акцизы и минимальные цены на спиртное, ввели ограничения на время и места продажи алкоголя, ужесточили штрафы за распитие в неположенных местах, запретили рекламу алкоголя, хотя производители быстро нашли лазейку и рекламируют свою продукцию через безалкогольные напитки. Одновременно с запретительными мерами активно проводится пропаганда здорового образа жизни. Как следствие, за 10 лет официальное потребление алкоголя с 18 до 9.5 литров к 2019 году по данным Минздрава.
Однако не все так радужно. В этой статистике не учитывается потребление медицинского спирта и самогона. В последние годы домашнее винокурение стало весьма популярным бизнесом и хобби. Продажи готовых дистилляторов выросли в разы. По оценке специалистов, в 2017 году объем рынка самогона в России составлял 330 миллионов литров.
Другим важным показателем являются продажи алкогольной продукции. Несмотря на постоянное повышение цен и пропаганду ЖОЗ, розничные продажи спиртного в последние годы увеличиваются: в 2018 году на 8.5% по сравнению с предыдущем годом, в 2019 на 2%.
Это может свидетельствовать о том, что производители сумели обойти антиалкогольные законы, или эти законы недостаточно эффективны сами по себе, или власть не заинтересована в полном отрезвлении населения в период кризиса и потери доверия, опасаясь волнений и копящегося неудовольствия, которое так легко растворять и сводить на нет алкоголем. Пьющими легче управлять, им не до революций.