Когда-то, прогуливаясь по центру, можно было сюрпризом забрести в гости, кто-нибудь из многочисленных знакомых, живущих на Кузнецком мосту или Бронной, на Покровке или Пятницкой, непременно оказывался дома, ведь жить в центре это было нормально. Также никого не удивляла лепнина на потолке коммунальной кухни и соседка, общавшаяся с Лениным. О тех старых квартирах, которые теперь можно увидеть только в кино, рассказывают читатели канала "Московские истории".
С 1963 по 1970 годы мы жили на Кузнецком мосту, 4, на последнем этаже, в доме, где был книжный магазин подписных изданий, барельеф в виде ангелов и широкая парадная лестница. Квартира была коммунальная, нашей соседкой была художница Маргарита Кеслер, известная в те времена своими пейзажами и натюрмортами. Она была двоюродной сестрой жены артиста Моргунова, с которой мы и поменялись площадью. Потолки в квартире были 4,5 метра, огромные комнаты, одну из которых удалось перегородить и сделать две. Был даже камин, правда, недействующий.
Кухня тоже была огромной, с антресолями и лестницей, на них ведущей. Там наша соседка хранила холсты, мольберты и прочую художественную атрибутику. Был, как положено, черный ход и черная лестница. А вот двора, к сожалению, не было - только небольшой сквер напротив. Мне тогда, в детстве, его очень не хватало. Учиться меня отдали в 49-ю английскую школу на Петровке. В 1970 году наш дом расселили.
Трёхэтажное здание построено в 1893 году архитектором Василием Загорским для "Кузнецкого пассажа" торгового дома Щербатовых. Характерен крупными арочными окнами. На фасаде декор в виде двух амуров. В советское время в здании находился книжный магазин «Подписные издания». В 2003 году дом был реконструирован и его занял бизнес-центр "Кузнецкий Мост". Здесь размещается также отдел Дома педагогической книги.
На фото к статье Александра Васильева дом № 1-А по ул Чаплыгина - "подъезд с мальчиками". Моя маленькая родина. Мы жили на 3-м этаже, в квартире № 10. В нашей коммуналке жил батюшка со своей семьей. Когда-то это была целиком его квартира, но - уплотнили. А его самого определили в самую маленькую и темную комнату, которая находилась рядом с черным ходом, выходящим во двор.
После революции в квартиру к священнику подселили Зинаиду Александровну Вэксман вместе с сестрой. Она рассказывала нам, что верой и правдой служила революционному делу и даже пересекалась с Владимиром Ильичом.
Какая же у нас в подъезде была роскошная лестница и люстра на первом этажа, перед лифтом! И эти огромные окна и широченные подоконники. Помню, лето, на улице жара, тополиный пух летит - особенно в переулке Стопани, где Дворец пионеров, - а в подъезд забежишь - прохлада.
В 90-х годах нашу коммуналку расселили. Сейчас живу в спальном районе - вроде бы и в Москве, но, по внутреннему ощущению, - для меня Москва осталась там, в центре.
Подробнее про дом 1-А на Чаплыгина читайте Александра Васильева.
Еще про старые квартиры.
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru