Понять искусство просто, даже если ты простой зритель. Художественное образование не обязательно. Достаточно базовых знаний, как для чтения литературы достаточно школьного русского языка. Поймешь, сколько сможешь. Я простой зритель, и читаю искусство, держа в голове определенные принципы. С ними искусство становится понятнее.
Искусство - это идея. Любой художник выражает в своем творчестве идею. Леонардо да Винчи создавал мир лучший, чем сама природа. Пабло Пикассо вернул искусство в первобытное, детское состояние, и строил его с нуля. Остин Осман Спейр изображал мир с более высокой интенсивностью вибраций, где запретное дозволено. Амедео Модильяни рисовал вселенную человека. Мы видим картину, но за ней стоит идея. Поймешь идею - поймешь художника.
Искусство - это идеи. Основную идею помогают выразить идеи второстепенные. Они проще и заметнее. Бархатистость тела. Абстрактность запредельного мира. Обилие узоров и орнаментов. Изображение самого воздуха, воздушной дымки. Все, что угодно. Художник пишет картину, как книгу, то есть выражает идеи.
Искусство - это гармония. Способ приблизиться к природе, которая есть воплощение Гармонии в нашем мире. Все в равновесии, все сочетается друг с другом и близко к природному началу. Картина услаждает глаз. В экспрессионизме нет гармонии, он кричащий и беспокойный, но дисгармоничность помогает передать эмоции с максимальной силой. Правила нарушаются, но идея выражается ярче. Значит, нарушение принципа приемлемо.
Искусство - это композиция. Глаз путешествует по картине так, как это задумал художник. Путь глаза по картине можно свести к простейшим геометрическим формам: треугольнику, кругу, квадрату, прямой или кривой линии, кресту, даже зигзагу. Глаз путешествует по путям, проложенным художником, и наблюдает объекты, детали - так читается картина. В каждой картине это есть, если приглядеться.
Искусство - это ритм. Можно заметить, что длины различных элементов и расстояния между ними похожи. Искусство будто гипнотизирует тебя, вводит в измененное состояние сознания. В музыке тоже есть ритм. Так легче воспринимается содержание.
Да, искусство - это содержание. В каждой картине что-то происходит, как в книге или песне. Венера плывет на раковине к берегу и тщетно пытается прикрыться; дама гладит ручного горностая и смотрит куда-то вдаль; рыцарь готовится идти в путь, а ведьма дает ему последние наставления; существа из параллельного мира застыли в вечной жизни - искусство рассказывает историю. Не всегда есть содержание. К примеру, абстрактное искусство ни о чем не рассказывает. Оно построено по образу и подобию музыки, и воздействует напрямую на эмоции, как и музыка. Если бессюжетность выражает идею, то она приемлема.
Искусство - это акцент. Какие-то элементы выделены, как главный герой книги или запоминающийся мотив песни. Они первыми бросаются в глаза. Есть главные и второстепенные элементы, иерархия. Но сюжет строится вокруг акцента.
Искусство - это движение. Персонажи взаимодействуют друг с другом, с миром картины, со зрителем, с самими собой через движение, или через покой. Венера прикрывает тело волосами; рыцарь рвется идти, а ведьма останавливает его; натурщица у Модильяни лежит, позирует; существа Остина Османа Спейра застыли в вечности. Застылость движения, статика, тоже хороша, если выражает идею. Надо понимать, когда странный прием выражает идею. К примеру, Остин Осман Спейр рисует саму вечность, поэтому статика более чем уместна.
Искусство - это совершенство. Совершенство отличает выдающуюся картину от просто хорошей. Даже брызги краски - искусство, если они нанесены в совершенстве. А зайдет ли такое искусство зрителю - зависит от того, что зритель хочет найти для себя. Точно так же он выбирает новую музыку или книги. Живопись, музыка, литература, даже кино - одно и то же, только действие отличается. Принципы одни и те же.
Мы читаем искусство, как книгу. За любым образом таится слово, и нужно связать все слова в цельную, единую картину. И здесь мы подходим к самому главному принципу.
Искусство - это система. Каждый из вышеописанных принципов является лишь частью системы и работает на ее благо. Все элементы картины связаны друг с другом в единое целое. Понять систему - значит, понять искусство. У любой системы есть название, и оно облегчает понимание всей структуры. То есть к каждой картине можно придумать свое собственное название.
Это базовые принципы. Я усвоил их, как простой зритель, немного почитавший специализированную литературу, и, поверьте, с ними искусство открывается по-новому.
Есть еще несколько принципов, которые облегчат понимание искусства, но о них в следующей статье. Пока достаточно этих.