Королева Мария-Антуанетта вошла в историю Франции плавной придворной походкой, в шёлке, кружевах и блеске драгоценностей. Она прославилась своей страстью к нарядам и мотовством. Но её последний в жизни наряд был более чем скромным - ей, уже не королеве, а "вдове Капет", пришлось подняться по ступеням эшафота.
Великая Французская революция длилась не один год, и пусть для королевской семьи начались сложные времена, жизнь поначалу ещё казалась возможной. Так что Мария-Антуанетта по-прежнему заказывала у своей любимой модистки, Розы Бертен, парадные платья, хотя и намного реже, чем раньше.
Даже когда королевская семья очутилась в Тампле, королева продолжала слать заказы. И пусть за месяц она теперь заказывала на сумму, в несколько раз меньшую, чем некогда платила за отделку одного платья, всё равно Мария-Антуанетта не могла без своей Бертен! Чепцы, косынки из газа и органзы, нижние юбки, рубашки, шляпа, платье из тафты "оттенка блохи", и ещё одно платье цвета "парижской грязи"...
Но угроза жизни ощущалась всё сильнее. Потом рассказывали, что Мария-Антуанетта якобы описала модистке свой страшный сон: "Вы, моя дорогая Роза, принесли мне ленты всех цветов, и я выбрала несколько. Однако как только я взяла их в руки, они стали чёрными, и я в ужасе бросила их обратно в коробку. Я выбрала другие, зелёные, белые и лиловые, но как только взяла их, цвет снова сменился на цвет смерти. В этом сне я ощущала себя более слабой, чем обычно; я начала плакать, и Вы плакали тоже".
Условия содержания становились всё строже и строже, Тампль сменился другой тюрьмой, Консьержери. Тут уже не до новых вещей... В январе 1793 бывшая королева овдовела. А в октябре пришла и её очередь.
Обвинять Мария-Антуанетту можно во многом (что на суде и сделали), но только не в слабости духа. В тот день , когда она отправилась в последний путь, это должно было даваться особенно тяжело. Охранник отказался покинуть камеру, когда она переодевалась, и служанка заслоняла королеву, как могла. Та страдала от кровотечений (короли тоже люди), и нужно было сменить запачканное бельё. Тут-то и выяснилось, что королева припасла белоснежную, новенькую сорочку. Она готовилась. Женщина, которая всегда была внимательна к тому, во что одета, не собиралась отступать даже в такой ситуации.
Белая сорочка. Белая нижняя юбка. Белые чулки. Простое белое платье - вроде тех, которые в своё время прозвали "сорочкой королевы". Его прислала ей мадам Елизавета, сестра мужа, которая и сама сидела в Тампле. Шею и грудь Мария-Антуанетта закрыла белой косынкой-фишю из тончайшего муслина. И надела тёмно-фиолетовые башмачки. На голове у неё был белый вдовий чепец, но она сняла с него чёрные траурные ленты. Белый, только белый.
Вот такой, в самой простой одежде, с белыми волосами и побледневшим лицом, она и отправилась на гильотину. И это тоже было способом высказаться. Fashion statement, как сказали бы сегодня.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!