Что касается актрис – споров нет, по всем показателям первое место в кинематографе индии 80-х годов занимала СМИТА ПАТИЛЬ. Увы, занимала, потому что она умерла после родов в 1986 году, умерла в расцвете таланта и молодости. За свою 13 летнюю кинокарьеру актриса снялась в 77 фильмах, её творческое наследие, несмотря на ранний уход велико. Не побоюсь сказать, что она звезда не только индийского кино, но и мирового экрана, так как фильмы с её участием шли на многих известных мировых кинофестивалях и получали там заслуженные награды. Какая она была счастливая, когда приезжала к нам летом 1986 года в СССР на дни Индийского кино, полная надежд на будущее, жена известного режиссёра, будущая мать! Кто же тогда знал, что так всё печально закончится...
Патиль ещё училась в колледже, когда стала работать диктором бомбейского телевидения в программах, шедших на языке маратхи. Известно, что ныне дикторы телевидения часто становятся почти такими же «звездами», как и киноактрисы. Часто, но не всегда. Патиль стала в бомбе знаменитостью ещё как диктор, так как на маленьких экранах проявлялось многое из того, что сделало её киноактрисой №1 индийского кино – редкая естественность поведения, сдержанность в жестах при богатстве внутренней жизни, выразительность лица и глаз, интеллигентность и поразительное обаяние. Неудивительно, что скоро она стала получать предложения сниматься в кино. Но это были коммерческие фильмы, которые её не интересовали. И каждый раз она отказывалась. Так продолжалось до тех пор, пока Шьям Бенегал не предложил ей роль в своем фильме.
Это был «Конец ночи». Ей досталась роль жены одного из братьев-помещиков, негодяев и насильников, полностью разложившихся в атмосфере вседозволенности. Роль небогатая по возможностям: её героиня – женщина, которую ужасает окружающая её грязь, но которая далеко не сразу решается уйти из дома, превращенного в притон, а когда решится – будет поздно: восставшие крестьяне ворвутся в дом и убьют её вместе с помещиками. Затем Патиль станет, можно сказать, постоянной актрисой Бенегала, снимется в его фильмах «Пробуждение», «Благодеяние», в известной нам «Трудной роли» и других.
Патиль родилась в Пуне, красивом и полном древних памятников городе, центре индийского кинообразования, но готовилась к профессии психолога. Кинематографом и театром интересовалась не более, чем любая девушка из интеллигентной семьи, то есть очень мало. Открыл её, да пожалуй и, воспитал, и заставил поверить в свои силы Бенегал, говоривший, что Патиль – прирожденная актриса, интуитивно открывающая и легко использующая в своей игре всё, что другие актеры приобретают долго и постепенно в результате учебы и практики. В самом деле, у неё словно бы и не было периода ученичества: уже в первой своей картине, в первой большой роли она выглядит зрелой актрисой, правдиво и впечатляюще показывающей растерянную, душевно сломленную женщину, причем играет она на редкость сдержанно, совершенно не прибегая к штампам коммерческого кино, направленным на то, чтобы выжать у зрителя слезу.
Актриса «нового кино», актриса психологической игры, способная правдиво и полно рассказать о судьбе женщины в современном индийском обществе, раскрыть её духовный мир, - такое реноме приобрела Патиль после первых же фильмов. В этом плане особенно характерна картина «Трудная роль», где использовалась история реальной «звезды» 50-х годов Хансы Вадкар для исследования положения женщины, в данном случае – популярной актрисы, в обществе и семье.
Один из последних фильмов Патиль – «Утро» Джаббара Пателя – поворачивает привычный образ новой стороной. Савитри, так зовут героиню – представительница передовой интеллигенции. Окончив университет, она едет в колонию для девушек, извлеченных со дна жизни, - проституток, торговок наркотиками, уголовниц. Столкнувшись с неведомым, страшным миром, поняв, что на панель многих заставили пойти их мужья и женихи, увидев, что полиция и сама занимается поборами с этих несчастных созданий, догадавшись, что власти совершенно равнодушны, Савитри – Патиль не отстраняется, хотя для неё, жены состоятельного человека, это было бы естественно, на это её толкает и администрация, которой она мешает. Но Савитри делает всё возможное и невозможное, чтобы возродить этих женщин, вернуть их к нормальной жизни. Приехав в отпуск домой, Савитри узнает, что у мужа есть женщина. Муж, впрочем, по-своему порядочный человек. Коль скоро жена вернулась, он готов жить по старому. И уговаривает Савитри не уезжать, не оставлять дочку. Но у неё своя шкала нравственных ценностей. Простить грешки мужа, которым сам он никакого значения не придает, она не может, потому что это частичка системы, принижающей женщину. Она уезжает обратно выполнять свой долг интеллигента – спасать обиженных и оскорбленных женщин…
За роль Савитри Смита Патиль получила в 1986 году приз ФИПРЕССИ – очень почетный приз международной организации кинокритиков.
Хочется два слова добавить о том, какая она была в жизни. Для журналиста нет большей муки, чем брать интервью у популярных актеров. В подавляющем большинстве, они блистательные на экране, в жизни оказываются людьми малоинтересными, скучными, говорящими одни банальности. Смита Патиль в этом отношении была исключением – контактной, живой, мгновенно схватывающей, о чем идет речь, говорившей нетрафаретно, в ней чувствовались культура, ум, хорошее образование. Наделенная от природы щедрым даром, а также внешностью, типичной индийской женщины, позволяющей с одинаковым успехом выступать в ролях и городских интеллектуалок, и крестьянок, и богачек, и нищенок, женщин из различных регионов Индии, она обречена была на карьеру знаменитой актрисы. Но, к сожалению, её жизненный путь оказался не долог.
28 ноября 1986 года в Бомбее Смита Патиль родила долгожданного сына. После тяжёлых родов сразу начались осложнения. Врачи больше двух недель боролись за жизнь актрисы, но 13 декабря 1986 года её не стало. Она умерла в возрасте 31 года.
И ведь, какое чудовищное совпадение: в своей последней работе в фильме "Танцуй, танцуй", который вышел на экраны уже после смерти актрисы, она играет сестру главного героя, которая по сюжету умирает от родов. С тех пор этот фильм, несмотря на всю его легкомысленность, очень тяжело смотреть.
В этой короткой статье не охватить всего. И разговор об актерах индийского кино едва начат. Потому, может быть эта статья станет не последней и продолжение темы состоится. Но основное я постаралась передать, это информация о том, что индийское кино – это не только песни и танцы, обрядовые и приключенческие развлечения. Это серьезная тема мирового кино, которая в большом искусстве занимает своё законное место.
(В статье использованы материалы книги «По следам Бенегала и Сена», энциклопедии мирового театрального искусства, а так же статьи Р.П.Соболева из книги «Актеры индийского кино».)