А бывает и так, что один русский, а остальные – натренированные макаки с Танзании и прочие индусы. Вот тут весело как на похоронах. Темные лица, рис, и поговорить не с кем. Приходится как-то уживаться, работать то надо – дома или кредит или жена хочет чихуа-хуа к Новому году. Питаешься на судне соответственно местным обычаям. Родную речь забываешь постепенно. И сны становятся от этого безрадостными.
Мой знакомый, электрик, отработал 8 месяцев в полностью арабском экипаже. Один русский. Остальные – египтяне и сирийцы. Алкоголя нет. Питание – рис и лук. Фильмы с голыми женщинами запрещены. Но он не жаловался. Нормально, говорит, было для первого раза. Не обижали. И в религиозном плане не притесняли. Иногда, при долгих стоянках в порту возили его в какой-то далекий аул – кормили бараниной, общались и показывали его остальным как судовую достопримечательность. Спрашивается, зачем пошел туда работать? Первый контракт в должности – надо было где-то начинать. Точка отсчета – она у всех разная.
Вот, к примеру, те же филиппинцы или филины как в просторечье. Филиппинских моряков очень и очень много на рынке труда. Конкуренты они нашему брату. У них сильный морской профсоюз и списать с судна даже самого тупого и ленивого разгильдяя – проблема. Но многие трудятся на совесть. Филиппинец – не подарок, но работать с ним можно. Ко всему украинские или русские офицеры-подфлажники предпочитают работать именно с рядовыми-филинами, а не с нашими орлами. Филиппинцу дашь задание – он идет и делает, хотя у него может все клокотать внутри от негодования и возмущения, но он молча пойдет и будет копать отсюда и до обеда. А наш сначала порвет тельник с криком «А почему я?» и дальше начнет давать свои советы как лучше. Я не говорю, что наши ребята плохие работники. Просто менталитет другой и отношение к вышестоящей должности негативное от природы.
На фото - филиппинский матрос:
Или вот возьмем немцев. Тоже приходится работать. Среди них есть как и явные нацисты, люто ненавидящие славян так и нормальные и вполне вменяемые капитаны. Грамотные и есть чему поучиться. Вот только рядовых немцев я, откровенно, говоря не встречал. Только кадеты и те очень быстро перепрыгивают на офицерские должности. Не кошерно палубу красить, по-видимому.
На фото: немец-капитан (справа), стармех – австриец и на заднем плане немецкий кадет:
Турки. Нормальные ребята, когда на низких должностях. Как становятся старпомами или стармехами – тут распальцовка и гонор. Очень не любят, когда с ними спорят.
На фото: Турки жуют барашка. Крайний слева – старпом. Большая сволочь:
Да, в принципе, в каждой национальности найдутся как нехорошие люди так и нормальные, благородные чуваки, без говна. Но даже с плохими людьми приходится работать моряку в смешанных экипажах. Главное – всегда оставаться Человеком.