Найти в Дзене
Смотри в Корень

Шлюха обыкновенная или "гений чистой красоты": Анна К.

В 1827 году в петербургском литературном альманахе "Северные цветы" под заголовком "К Ъ***" было опубликовано ныне широко известное стихотворение А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...". Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты. <...> Пушкин писал о женщине, которая настолько чиста и прекрасна, что одним своим появлением способна вдохновить и воодушевить поэта, утратившего под гнетом проблем силы жить и творить. Как звали эту женщину, молодая она была или не очень, замужем или нет – это для автора не было важно, поэтому он и не указал имени героини. Главным для него было образно поделиться с читателями своим впечатлением от встречи с прекрасным человеком. Спустя тридцать с небольшим лет в 1859 году в №3 петербургского журнала «Библиотека для чтения» появились мемуары некой дамы, которая утверждала, что стихотворени

В 1827 году в петербургском литературном альманахе "Северные цветы" под заголовком "К Ъ***" было опубликовано ныне широко известное стихотворение А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты. <...>

Пушкин писал о женщине, которая настолько чиста и прекрасна, что одним своим появлением способна вдохновить и воодушевить поэта, утратившего под гнетом проблем силы жить и творить. Как звали эту женщину, молодая она была или не очень, замужем или нет – это для автора не было важно, поэтому он и не указал имени героини. Главным для него было образно поделиться с читателями своим впечатлением от встречи с прекрасным человеком.

Работы Витторио Маттео Коркоса,, Альберта Генри Коллингса, Франца Ксавьера Винтельхальтера. Коллаж автора. Источник: prinrest.ru
Работы Витторио Маттео Коркоса,, Альберта Генри Коллингса, Франца Ксавьера Винтельхальтера. Коллаж автора. Источник: prinrest.ru

Спустя тридцать с небольшим лет в 1859 году в №3 петербургского журнала «Библиотека для чтения» появились мемуары некой дамы, которая утверждала, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» посвящено ей наряду с другими стихами Пушкина, а также именно с нее поэт списал исполненный красоты и достоинства образ Татьяны, появляющейся на балу в VIII главе «Евгения Онегина». Звали эту даму Анна Керн. На момент публикации заметок ей было 59 лет.

Фрагмент страницы альманаха "Северные цветы" за 1827 год и портрет Анны Керн в молодости. Коллаж автора
Фрагмент страницы альманаха "Северные цветы" за 1827 год и портрет Анны Керн в молодости. Коллаж автора

В мемуарах Анна Керн утверждает, что познакомилась с Пушкиным в 1819 году, а повторно встретилась с ним в 1825 году во время его ссылки в Михайловское. Именно тогда он якобы посвятил ей стихотворение, и Керн детально описывает, как именно это все произошло.

Неизвестный художник. Пушкин и Керн. Источник: triptonkosty.ru
Неизвестный художник. Пушкин и Керн. Источник: triptonkosty.ru

Мелкие подробности могут реально отражать действительность только в случае, если они в свое время регулярно фиксировались в дневнике. Но мемуары Керн явно не основываются на дневниковых записях, потому что в них есть несоответствия в датировках и заведомо ложная информация. В частности, Керн пишет, что Пушкин в июне 1825 года отдал ей посвященное стихотворение вложенным в книгу со II главой "Евгения Онегина". Однако цензурное разрешение на издание этой главы было выдано намного позднее, 27 сентября (9 октября) 1826 года. Иначе говоря, Пушкин вложил посвященное Керн стихотворение в книгу, которая еще не вышла из печати.

Обложка альманаха "Северные цветы" и страницы с произведениями А. С. Пушкина
Обложка альманаха "Северные цветы" и страницы с произведениями А. С. Пушкина

Также Керн утверждает, что показала посвященное ей стихотворение Антону Дельвигу, издателю альманаха "Северные цветы", и тот решил его опубликовать. Но этот альманах помимо стихотворения "К Ъ***" содержал еще целую подборку произведений Пушкина, в частности "Граф Нулин" , "Роняет лес багряный свой убор..." . Представляется маловероятным, что все произведения доставил издателю сам автор, и только одно из них попало в альманах благодаря какой-то непонятной дамочке.

Фраза из мемуаров "С Пушкиным я опять увиделась в Петербурге, в доме его родителей, где я бывала почти всякий день и куда он приехал из своей ссылки в 1827 году, прожив в Москве несколько месяцев" также свидетельствует в пользу подложности мемуаров Керн, потому что дом родителей Пушкина находился в Москве.

Вместе с "Воспоминаниями о Пушкине" Анны Керн в том же журнале "Библиотека для чтения" были опубликованы несколько писем Пушкина к Керн. В этих письмах, написанных в пошлой манере, рассказывается об интрижке между холостым Пушкиным и замужней Керн.

Старинная английская карикатура на адюльтер. Источник: livemaster.ru
Старинная английская карикатура на адюльтер. Источник: livemaster.ru

О муже, генерале Керне, говорится в уничижительном ключе. Вот фрагмент письма, датированного 13 и 14 августа 1825 года:

«Как поживает подагра вашего супруга? Надеюсь, у него был основательный припадок через день после вашего приезда. (Поделом ему!)».

А это из письма от 21 августа того же года:

"Постарайтесь хоть сколько-нибудь наладить отношения с этим проклятым г-ном Керном. Я отлично понимаю, что он не какой-нибудь гений, но в конце концов он и не совсем дурак. Побольше мягкости, кокетства (и главное, бога ради, отказов и отказов) – и он будет у ваших ног,– место, которому я от всей души завидую, но что поделаешь?"

В собрании писем Пушкина есть записка, адресованная некоему Соболевскому, датированная февралем 1828 года. "Пушкинисты" ее политкорректно называют "письмо о победе над Анной Петровной Керн". Там нецензурным словом написано, что именно Пушкин сделал с Керн "на днях".

Это еще один повод убедиться в том, какой многогранной личностью был Пушкин. Он говорил высокие слова о чистоте и красоте, нужные ему, как выяснилось, для достижения определенной цели. И когда цель была покорена, высокие слова сменились матерщиной. Обычно подобных людей называют лицемерами, но у "великого Пушкина" даже разврат и мерзость представляются великими. Разве не так?

Ашиль Жан-Жак-Мари Девериа. Из серии "Фривольные рисунки". XIX век
Ашиль Жан-Жак-Мари Девериа. Из серии "Фривольные рисунки". XIX век

А стереотип о связи высокодуховного стихотворения "Я помню чудное мгновенье…" с, так сказать, не очень духовной Анной Керн более чем устойчив. Дамочка-то хайпанула по полной программе. О ней даже книгу написали, и не простую, а из серии "Жизнь замечательных людей".

-7

Название книги оставлю без комментариев.

Уважаемые друзья!

Подписывайтесь на канал Смотри в Корень. Здесь будет интересно, я постараюсь.