Найти тему
Книга ботаника

Мир зеленого безмолвия (пост пятый)

 Одной из особенностей болота оказались сосны, по размерам не сильно уступающие лесным экземплярам, несмотря на очевидную бедность болотного субстрата. 

 

Давайте начнем с самого начала и зададим сосне первый вопрос: "Ты кто ваще по жизни?". 

Сосна в ответ, скорее всего, стала бы мяться: "Ну я это, хвойное дерево! У меня вот много смоляных ходов прямо в моей древесине! Они мне все нужны, ведь если чего случись - где-то отломается или гриб нападет - сразу заляпую все смолой, чтоб не помереть раньше времени. Если возникает вопрос, что за сосна перед тобой стоит, смотри на количество хвоинок в пучке - у меня их всегда две, а например, у моего брата - кедровой сосны - их пять, вот она и пушистей выглядит. 

 

Опылиться мне помогает ветер! Из мужских соцветий я выпускаю желтые облака пыльцы назло аллергикам и на радость женским шишкам, которые моя пыльца способна отыскать даже за сотни километров." 

Сосна ты чего так разогналась? Я тебя не об этом спросил! Как тебя на болото-то занесло? 

"Аа, ты об этом. 

Да как занесло, да так и занесло! Во всем виновата моя адаптивная пластичность и быстрая приспособляемость! Вот моего брата в нашем полушарии больше ста видов, а я все равно самая многочисленная! На суходоле могу корень вглубь пустить на несколько метров, а на болоте куда угодно, но только не вниз! Как и у клюквы, мои корни одеты в микоризу, то есть с грибами общение тоже идет! В моей древесине также есть фенолы, как и в сфагнуме, которые замедляют окислительные реакции, и таким образом, я тоже помогаю создавать торф.

 

Кстати, заходил тут ко мне Роберт Аболин, лет сто назад, он первым тогда заметил, что мы, сосны, на болоте можем принимать разные формы: низкие, извилистые, высокие, как здесь, в зависимости от бедности субстрата! Но в целом, несмотря на малый рост, древесина у нас гораздо плотнее суходольных сосен! Поэтому в болотных скитах из нас любили рубить бани, да и масло сосновое с дегтем мы даем до сих пор отменные. 

Итог, конечно, один, мы не можем здесь умирать в покое от старости, корни рано или поздно погружаются в торфяную бездну, их заливает водой и мы высыхаем".

 

Я поймал себя на мысли, что просто стою и смотрю сосне в кору! Видимо, эфирные масла окружающего меня багульника начали свои игры..