Исследования показывают, что объемы продаж чая в России в последние несколько лет стабильно уменьшаются, а продажи кофе, наоборот, растут, причем как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Означает ли это, что наша страна, которая с XVII века считается чайной, постепенно превращается в кофейную? Пока, наверное, говорить об этом преждевременно, но сторонников выпить кофе для поднятия тонуса или на встрече с друзьями или деловыми партнерами действительно становится все больше и больше.
Объемы потребления кофе и чая четко взаимосвязаны друг с другом — чем большая доля приходится на один напиток, тем меньшая остается на другой. Статистика показывает, что в последнее время действительно наметился определенный тренд в сторону кофе.
Динамика и структура потребления кофе и чая в России
В конце 80-х годов XX столетия жители РФ покупали в 10 раз больше сухого чая, чем кофе, а уже в 2017 году, объемы ввоза в страну этих продуктов впервые сравнялись. То есть в течение 30 лет, прошедших после распада Советского Союза, потребление кофе в стране росло гораздо более высокими темпами. В 2018 году объем продаж кофе снова вырос — на 6,2% в натуральном и на 3,9% в стоимостном выражении, а показатели по чаю были намного скромнее — рост на 0,9% за счет увеличения продаж зеленых, травяных и ягодных сортов при снижении реализации традиционного черного чая. По предварительным оценкам, в 2019 году падение рынка чая составило 4,6%.
Стоит отметить, что аналогичная тенденция наблюдается сейчас и в США, и странах Европы. Причем ее влияние ощущается настолько сильно, что один из лидеров рынка — концерн Unilever, владелец брендов Lipton и Brooke Bond — объявил о пересмотре своей стратегии со второй половины 2020 года. В компании не исключают, что будет принято решение о продаже чайного бизнеса, который перестал приносить запланированную прибыль.
Директор Объединения «Краснодарский чай» Серафим Тимченко считает, история с Unilever связана больше с внутренними проблемами компании, а сложившуюся ситуацию характеризует следующим образом:
«По моим наблюдениям за рынком, катастрофического снижения продаж черного чая нет. Хотя есть общемировой тренд на снижение чая в мире и России. Надо понимать, что черный чай составляет две трети всех продаж чайной продукции. Поэтому если бы падение продаж было существенным для всех участников рынка, то это бы резко ударило по прибыли… На мой взгляд, вернее было бы говорить об увеличении спроса в России на кофе — как растворимого, так и зернового. Хотя зернового в большей степени».
Действительно, в структуре потребления кофе также происходят заметные изменения: продажи обжаренного продукта растут в два раза быстрее, чем растворимого: 10% и 5% в год соответственно. Поскольку в кафе и ресторанах растворимый напиток практически не подают, указанная тенденция говорит о том, что люди постепенно переключаются на зерновой или молотый кофе и в домашних условиях. Соответственно, доля обжаренного кофе в общем объеме потребления увеличивается, хотя по этому показателю Россия все еще сильно отстает от стран Европы и США.
Причины роста популярности кофе
По мнению экспертов, рынки кофе и чая построены на одном и том же принципе: это бодрящие и согревающие напитки, поэтому потребителям продается возможность войти в рабочий ритм в начале дня, насладиться вкусом и ароматом в конце трапезы, создать комфортную атмосферу на деловых переговорах и даже утолить голод во время краткого перерыва. Почему же все чаще и чаще люди стали выбирать кофе, а не чай? Причин здесь несколько:
1. Разное воздействие на организм. Вопреки распространенному мнению, кофеин присутствует не только в кофе, но и в чае. Однако его концентрация, а следовательно и бодрящий эффект, у разных напитков различается. У свежезаваренного кофе из молотых зерен он будет в 2-3 раза выше, чем у черного чая (растворимый кофе по этому показателю, кстати, сильно проигрывает — концентрация кофеина в нем примерно в 2 раза ниже, чем в крепком чае). То есть хороший кофе действует как мощный энергетик. У чая этот эффект пониже, но зато он параллельно расслабляет и умиротворяет (за это отвечает входящая в состав чая аминокислота — теанин). В современном мире быстро взбодриться и поддерживать себя в тонусе гораздо важнее, а кофе справляется с этим лучше.
2. Влияние моды и западной культуры потребления. Кофе стал атрибутом современного человека — энергичного, активного и коммуникабельного. Именно этот напиток в основном подается на деловых встречах, на чашечку кофе люди заходят в кафе, чтобы пообщаться с друзьями или партнерами, его все чаще пьют с утра и на работе вместо чая. Кроме того, в некоторых случаях перерыв на кофе стал заменять традиционный перекур.
«Мне кажется, просто от кофе россияне получают больше того, что им надо: как-то встряхнуться, зарядить мозги. Может быть, совместное кофепитие интереснее, чем совместное чаепитие, особенно для офисов, где идет довольно интенсивная работа».
Михаил Гинзбург, доктор медицинских наук, директор НИИ диетологии и диетотерапии города Самары
3. Доступность. Раньше кофе хорошего качества можно было заказать только в специализированных заведениях, которые надо было еще и поискать. Сейчас новые кофейни открываются практически каждый день, причем специалисты отмечают, что крупные города ими уже перенасыщены. Более того, профессиональные кофемашины появляются в сетях фастфуда (качество кофе там в последние годы значительно выросло), столовых, ретейле и даже на АЗС. Чайных мест гораздо меньше даже в Москве (по данным сайта 2ГИС — всего 40 против более 1000 кофеен), а в «Макдональдсе» или «Бургер Кинге» можно заказать только пакетиковый чай, хотя и неплохого качества.
Стоит также отметить, что кофе, а точнее содержащийся в нем кофеин, вызывает привыкание и определенную зависимость. Его тонизирующее действие заканчивается через 2-3 часа, из-за чего у человека может появиться ощущение вялости, дискомфорта и желание взбодриться очередной порцией напитка. Многие, понимая, что слишком частое употребление кофеина может принести вред, пытаются пить чай вместо кофе, но желаемого эффекта от этого не получают. Конечно, абстинентного синдрома в полной мере при этом не наблюдается, но некоторая психологическая привязанность создается. Для того чтобы «проснуться», людям требуются все большие и большие порции, а общее потребление кофе при этом растет.
Сколько кофе пьют в России
Специалисты утверждают, что потенциал увеличения потребления кофе в России огромен — в среднем житель РФ выпивает 21 литр напитка в год, тогда как в Финляндии и Швеции, например, этот показатель составляет 200 литров (примерно 5 чашек в день), в Германии — 180, в Норвегии — 150. Генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия, один из ведущих экспертов рынка чая и кофе, уверен:
«Российскому рынку есть куда расти, граждане могут пить кофе в разы больше — вопрос лишь в финансовых возможностях, так как кофе — недешевый напиток».
Можно ли сказать, что Россия превращается из чайной страны в кофейную? Пока даже самые ярые сторонники кофе говорят об этом очень осторожно:
«На самом деле культура потребления только зарождается… Сегодня покупка стала доступной, в принципе каждый может позволить себе чашку хорошего кофе. Конечно, нужны годы, даже десятилетия, чтобы кофе стал таким же популярным, как чай: так сложилось исторически, что Россия — “чайная” страна. Но мы будем работать над изменением привычек россиян».
Филипп Лейтес, основатель сети кофеен «Правда Кофе»
«Рынка кофе в России практически нет, соответственно, нет и предложения. Проблема не в том, что люди не понимают, что такое спешалти-кофе, а в том, что им не на что его покупать… В Москве и в Петербурге кофейням еще как‑то возможно работать, но в регионах ситуация в разы хуже. При этом качество кофе у нас лучше, чем в любой европейской стране».
Дмитрий Бородай, совладелец обжарочной компании «Сварщица Екатерина»
Чай вместо кофе или кофе вместо чая?
Подробнее на сайте нашей ассоциации экспертов рынков