Я искренне считаю первый ДА единственной игрой серии с достойным сюжетом. Причём аддон, хотя он и кривой, всё равно ещё продолжает эту линию. Потому что в кои-то веки у сюжета есть не только фабула, но и тема.
Поясню, что я имею ввиду. Фабула - это прямой пересказ вида «он пошел, она пошла». В данной конкретной видеоигре оная: на королевство наступают силы зла которым издревле противостоит тайный орден, армия королевства повержена, король убит, старшие чины ордена в королевстве погибли. Главный герой - новый рекрут ордена - должен объединить всех союзников из окрестных разумных рас и остановить зло, что он успешно и делает(кто-то сомневался?).
В общем, фабула стандартнейшая, если вдуматься. Только вот тема - не борьба с тьмой. Темные силы почти всю игру выступают исключительно как фон. Фантдопущение, позволяющее наиболее полно(по мнению авторов) раскрыть тему сюжета, не сильно от нее отвлекаясь.
И тема эта - власть. Власть во всех проявлениях: над собственной жизнью, в малых группах, в семье, в королевстве. Борьба за неё, использование её, признание её над собой.
Да, я утверждаю, что практически вся игра не о героической борьбе с тьмой, а исключительно про иерархические взаимоотношения между разумными. Как формальные, так и нет. И даже темы любви часто играют на этом поле(чего только история Огрена и Бранки стОит).
Кстати моё мнение косвенно подтверждается статистикой по убитым в игре: разумных там скорее всего будет больше, чем всех остальных. Возможно вместе взятых. Борьба за власть - дело кровавое. :)
Даже начало, выглядящее вполне однозначно, по мере игры обрастает интереснейшими подробностями. В частности у меня была уйма вопросов к тому, как правил безвременно почивший король. Нет, я не про какую-нибудь жестокость(чего нет, того нет). Про дешевую популярность и ветер в голове. Логейн - фигура тоже трагическая. Видеть, как твой друг рушит всё, что ты строил и готов договариваться с теми кого ты считаешь хуже порождений тьмы... А уж как ему с доченькой повезло...
Доченька, кстати, тоже весьма интересный персонаж. И явно лучше понимает выгоды и необходимости, чем Алистер. Только вот она - дочь изменника(если кто думает, что их возможный брак с Алистером - идеальный хэппи энд, то с точки зрения страны он прав, а вот для этой пары лично...)
Гномы, люди эрла Эамона, эльфы, маги - это всё тоже про власть, ее результаты и людей в системе(действующих вне системы там нет) . Имхо - каждая ветка достойна отдельной статьи.
И даже группа и взаимоотношения в ней - это именно про власть и авторитет лидера. И каждый из персонажей в группе требует особого подхода. Да, есть костыль: подарки. Но подлинная лояльность - это про подход и власть нал сердцами.
Имхо - ни во второй ни в третьей части такой явной темы не было. Фабула во второй части была сложнее, это не спорю, но вот тема отсутствовала. Ну или я ее не понял. А третья часть слишком растеклась во всех направлениях. В итоге она для меня так и осталась слабосклеенным набором интересных геймплейно фич.