ГИБДД каждый день по всей стране оставляет сотнями, а то и тысячами «письма счастья», на сухом языке закона именуемые штрафы авто.
При этом штрафы могут взиматься как законно и обоснованно, так и некорректно. Это могут быть простые придирки инспектора ДПС. И могут быть ситуации, когда, допустим, рядом с населенным пунктом, где уже никто не живет, ставят дорожный знак, призывающий водителей соблюдать маленькую скорость. Но тут уже никто не живет, и объективной потребности снижать в этом месте скорость нет. Водитель, приближаясь к такому месту, тоже не видит в этом необходимости. Но знак стоит – и, если нарушителя поймают с превышением скорости, с него возьмут штраф.
Сколько денег получают регионы с этих штрафов?
Если посчитать, сколько штрафов – как обоснованных, так и не совсем законных – по стране выходит в общей сумме, число получится солидное.
Статья написана на основе данных, приведенных на официальных новостных сайтах, в том числе региональных – Москвы, Волгоградской области и Краснодарского края.
По России в целом пока что таких данных нет – во всяком случае, в общем доступе. Имеются лишь отрывочные сведения. Так, сотрудники Федерального казначейства опубликовали статистику, по которой общая сумма, поступающая в бюджеты субъектов РФ после уплаты штрафов, равнялась, в частности:
- в 2016 г. – порядка 60 млрд руб.;
- в 2017 г. – примерно 67 млрд руб.
Также есть сведения по отдельным регионам.
Например, несколько лет назад в Волгограде журналисты провели расследование (которое инициировали, между прочим, местные депутаты) с целью разобраться, куда тратятся средства, получаемые со штрафов ГИБДД. Было выяснено, что после уплаты штрафов каждый год в бюджет Волгоградской области поступает 1–1,2 млрд руб.
А в 2011 г. в выпуске новостей «Вести» по Татарстану указывали, что местные сотрудники ГИБДД ежедневно выписывают примерно по 45 тыс. штрафов водителям. Допустим, средний размер штрафа в том году составлял 100 руб. Получается, в месяц это давало приблизительно 4,5 млн руб.
В СМИ поступают данные, что чиновники разных регионов заранее планируют в местных бюджетах, сколько будет получено в наступающем году денег за счет выписанных штрафов.
Так, в Краснодарском крае в 2016 г. на следующий год в бюджет за счет штрафов заложили сумму 1,78 млрд руб.
А столичные власти на 2019 г. предполагали доход в 22 млрд руб. от штрафов только за нарушение ПДД и неправильную парковку в центре Москвы.
Удалось ли краснодарским и московским водителям «оправдать ожидания» своих властей – история умалчивает.
На что тратятся деньги с уплаты штрафов авто?
Деньги, полученные со штрафов ГИБДД, идут:
1) в федеральный бюджет;
По Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полученные после уплаты штрафов авто средства шли в федеральный бюджет. А как они распределялись там – сейчас сказать сложно;
2) региональные бюджеты.
Ныне в субъектах РФ местные власти сами распределяют деньги на конкретные нужды, в частности в дорожный фонд. Эта особенность примерно 1 год назад установлена в Бюджетном кодексе РФ (п. 4 ст. 179). Министерство транспорта РФ ставило целью за счет таких средств удвоить денежные потоки, вливаемые на цели содержания и ремонта имеющихся дорог, а также строительства новых трасс в субъектах РФ.
До того, как было введено это новшество с дорожными фондами, поступавшие в бюджеты после уплаты штрафов деньги шли на так называемые необходимые нужды. А под ними могло пониматься многое – в зависимости от конкретных проблем регионов.
К сожалению, за 1 год не успели накопить и опубликовать статистику о том, насколько стали лучше дороги; не были ли увеличены размеры штрафов в регионах; не стали ли выписывать больше не совсем законных штрафов…
И еще 1 момент. Не все штрафы в наши дни выписывают работники ГИБДД. Некоторые санкции связаны с коммерческими организациями, работающими по наводке региональных властей.
Такие организации устанавливают камеры видеофиксации и за счет получаемой с них информации получают оплату. Да, при этом штрафы поступают на специальный счет ГИБДД, но организации получают с этого установленный процент.