«Abbots Bromley Horn Dance, возможно, самая драматичная из всех команд, ковыляет по булыжной мостовой. Их танец, исполнявшийся сотни, тысячи лет, пробуждает больше всего воспоминаний. Их ведет дудочник, одетый в драное пальто. Он играет мелодию, которая кажется детской и простенькой, но на самом деле полна печали и обладает едкой неземной силой, будто саундтрек к снам. За ним идут мужчины, держащие перед собой рогатые оленьи головы цвета опавшей листвы. Следом мужчина-женщина, охотник и ряженый в лошадь. Они медленно танцуют в тишине. Процессия тянется, рисуя замысловатые узоры в лунном свете. Призрачный танец, печальный, будто плач по покойнику. Вещи, что легко теряются — гораздо более страшная утрата, чем те, в которые мы вцепляемся. И я неожиданно чувствую, как в темноте по щеке катится слеза скорби...»
— Адриан Гилл, «Опыт путешествий».
Танец с рогами
Сразу после местного престольного праздника, который обыкновенно отмечают в первое воскресенье после Дня Св. Варфоломея (4 сентября), деревушку Эбботс Бромли и ее окрестности обходит странная процессия. Необычная команда танцоров состоит из шести мужчин, несущих по паре великолепных оленьих рогов. За ними следуют Шут, Дева Мэриан (которую изображает переодетый мужчина), потешная лошадка, стрелок с луком и стрелами в руках, музыкант и игрок на треугольнике.
Начиная свой путь от церковных врат в 8 часов утра, процессия обходит приход целиком, посещает все главные здания, фермы и прочие важные места, поочередно останавливаясь у каждого, чтобы исполнить свой танец. Между ключевыми точками пути участники команды могут разбрестись, прогуляться сами по себе, но приближаясь к одному из мест, где полагается исполнить танец, они неизменно выстраиваются за своим предводителем змейкой, либо формируют круг. На каждой остановке они строятся в две линии, несколько раз сходятся и расходятся, покачивая рогами, затем проходят сквозь строй друг мимо друга, и все начинается сначала. Во время танца рога танцоры удерживают рога на уровне груди. Сближаясь, они не делают никаких резких движений и, вопреки утверждениям некоторых авторов, совершенно точно не стучат рогами; нет здесь и никаких замысловатых танцевальных па — лишь, как пишут другие, «уверенная, твердая походка» или «спокойные, степенные шаги». Ближе к восьми вечера танцоры возвращаются в деревню и исполняют на улице свой танец в последний раз.
Источники начала двадцатого века все как один подчеркивают неторопливость и подчеркнутую простоту действа. Так, газета «Таймс» от 7 сентября 1936 года отмечает:
«Все происходящее совершается в полном молчании, степенно и со спокойной уверенностью, каждому движению придается значение и вес. Создается ощущение, что участники процессии не танцуют для удовольствия либо самовыражения, но исполняют серьезную задачу, которая не терпит спешки и суеты…»
Похожим образом описывает танец фольклористка Эвелин Уэллс в 1938 году:
«Вокруг не видно публики, но ее и не ожидается. Маленький мальчик держит в одной руке бутерброд, в другой —фляжку. Жена одного из танцоров передает отглаженные костюмы для выступления... Наряды, которые танцоры вскорости надеются обновить, изрядно обветшали. Один или двое танцоров с рогами жуют жвачку, всадник потешной лошадки раскуривает сигарету. Две мелодии - медленная и быстрая - продолжаются снова и снова в бесчисленных вариациях…»
Костюмы
Современные костюмы не так уж и стары. Комплект коротких курток и бриджей до колен в средневековом стиле в 1880 году придумала миссис Лоув, жена местного приходского священника. Вероятно, она вдохновлялась нарядами танцоров морриса, изображенными на знаменитом витраже XVI века, известном как «окно из Бетли»¹. С тех пор костюмы обновлялись дважды - в 1904 году, а затем в 1951. Дизайн тщательно сохранялся и к настоящему времени сам по себе уже стал традиционным, однако его история хорошо известна и не дает оснований судить о происхождении нарядов на основе одного лишь их внешнего вида. Уже упомянутая «Таймс» от 7 сентября 1936 года пишет:
«История еще помнит, как танцоры выступали в своей обычной, повседневной одежде, по торжественному случаю украшенной лишь парочкой белых или розовых розеток».
Рога
В ожидании своего часа рога хранятся в церкви. Это натуральные оленьи рога, закрепленные на деревянных муляжах звериных голов, с приделанной снизу рукояткой, чтобы держать их вертикально перед собой во время танца. Весят они от 7 до 11 килограммов и достигают в размахе одного метра. Похоже, что из шести пар рогов половина всегда была выкрашена в один цвет, а половина — в другой, хотя с течением времени цвета менялись — от красного и белого до синего и белого. В настоящее время имеется три пары коричневого цвета и три пары желтовато-белесого. Один из рогов в 1976 году подвергли углеродному анализу и определили, что возраст его составляет почти тысячу лет. Однако откуда взялись эти рога и как попали к танцорам из Эбботс Бромли, остается неизвестным.
История
Первое достоверное упоминание о собственно танце не столь однозначно, как хотелось бы. Роберт Плот в своей «Естественной истории Стаффордшира» (1686) упоминает «танец потешной лошадки», которую сопровождали шестеро мужчин, несущих «головы оленей». Танец исполнялся на Рождество, под Новый год и в Двенадцатую ночь. Сэр Саймон Дегге (1612-1704) приписал к своей копии книги Плота, что не единожды наблюдал этот танец перед Английской революцией², что отправляет еще нас на 60 лет назад. Не так давно историк морриса Майк Хини обнаружил свидетельства существования местной потешной лошадки уже в 1532 году, однако о рогах там речь не шла. Во времена Плота выступления проходили на Святки, в типичное время для ряжения и колядования, а на сентябрь их перенесли, очевидно, уже позднее. Более поздние источники также отмечают, что выступления танцоров с рогами прежде длились по несколько дней кряду.
Происхождение танца с рогами остается предметом дискуссий и поводом для домыслов и спекуляций, поскольку многие усматривают в нем не то языческий ритуал во имя плодородия, не то древнюю церемонию в залог удачной охоты, однако никаких оснований для этого нет. Возможно даже, что потешная лошадка старше самого танца с рогами. Совершенно ясно лишь, что в XVI веке стаффордширская лошадка, как и многие другие, служила местному лендлорду для сбора налогов и податей. Сразу после описания танца Плот описывает сбор пожертвований на пироги и эль, а также на ремонт в церкви и подаяния беднякам. Остается неизвестным, собирала ли лошадка деньги лично или же сопровождала сборщиков налогов, дабы скрасить процедуру и развлечь ее участников. Однако многие ранние источники указывают, что именно сбор денег был в то время главным предназначением потешной лошадки.
Что касается датировок, широко известно расхожее, но безосновательное мнение, что танец с рогами впервые состоялся на местной ярмарке в 1226 году. Это утверждение сегодня встречается в столь многих источниках, что с ним уже сложно спорить. Очевидно, оно возникло из рассуждений Марсии Райс в ее заметках по истории Эбботс Бромли (1939). Но хотя в 1226 году Генрих III действительно устраивал трехдневную ярмарку на День Св.Варфоломея, нет никаких доказательств, что танцоры с рогами имели к ней какое-либо отношение.
—
¹ Betley Window — знаменитый витраж с изображением танцоров морриса, восходит к XV веку. Был обнаружен в деревушке Бетли в графстве Стаффордшир. В настоящий момент находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
² Английская революция, известная также как Английская гражданская война (1642–1651) — процесс перехода Англии от абсолютной монархии к буржуазной республике, закончившийся смертью протектора Кромвеля и реставрацией монархии.
Источник:
The English Year by Steve Roud (Penguin Books Ltd., London, 2008).
Перевод Милады Леоновой специально для Happy Kelpie.