Найти тему
Planeta Academy

Эмоциоальный интеллект. Что это такое?

Оглавление

Сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребёнку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);

Эмоциональный интеллект и социализация

Существуют сотни эмоций и еще больше эмоциональных оттенков. Для детей очень важно понимать не только разнообразные эмоции людей, но и то, как эти эмоции выражаются. Исследователи выделяют восемь основных групп эмоций:

любовь;

страх;

гнев;

грусть;

наслаждение

удивление;

стыд;

отвращение.

Существуют множество оттенков чувств.

Например: Гнев: ярость, грубость, негодование, раздражение, возмущение, озлобленность, досада, враждебность, ожесточенность.

Любовь: признательность, уважение, дружественность, доверие, доброта, симпатия, преданность, обожание, страстное увлечение. И т.п.

За одну секунду человек может ощущать 7 эмоций.

Составляющие эмоционального интеллекта

Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные категории. Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. Любой человек может усилить качества, составляющие четыре указанные категории.

Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов эмоционального интеллекта. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе, способность принимать непростые решения в трудные минуты.

Владение собой — второй ключевой компонент эмоционального интеллекта, который можно определить, как способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции. Важно научиться сохранять эмоциональный баланс, чтобы беспокойство, тревога, страх или гнев не мешали ясности мышления. Владеть эмоциями значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях.

 «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.»
«Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.»

В эту категорию входят такие качества, как

стремление вызвать доверие окружающих (проявление честности и прямоты),

сознательность (ответственное отношение к своим обязанностям),

способность к адаптации (умение приспосабливаться к изменениям);

инициативность, расширяющая возможности человека;

оптимизм, проявляющийся вопреки всем трудностям и неудачам.

Социальное сознание — это способность понимать других. Социально сознательные люди проявляют эмпатию — умение поставить себя на место другого человека и понять его мысли и чувства. Они могут рассмотреть ситуацию с нескольких точек зрения и наладить взаимодействие с людьми различных типов.

Менеджмент взаимоотношений — это способность налаживать контакты и взаимодействовать с ровесниками. Эмоциональное понимание способствует проведению позитивных изменений, налаживанию сотрудничества и работы в командах, устранению конфликтов.

Эмоции передаются от человека к человеку. Грустный человек способен вселить в нас уныние, злой агрессивный – вывести из себя. И напротив, если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам.

Родители принимают непосредственное участие в процессе развития эмоционального интеллекта ребёнка. Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии с собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человек

Отражение чувств ребёнка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребёнку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает.
«Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.»
«Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен».
«Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев».

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – всё, что может рассказать об эмоции.

Показывайте свои чувства

Сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребёнку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
Сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребёнку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);

Родитель для ребёнка – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Поэтому для родителя важно, в первую очередь, не бояться быть «настоящим», чтобы ребёнок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенно

Помогите ребёнку овладеть алгоритмом:

· Понять свою эмоцию;

· Принять её. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её;

· Понять, почему вы испытываете эти чувства;

· Принять решение, как выразить эти чувства.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

· Сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребёнку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);

· трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершённый с другими детьми труд; общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);

· произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);

· творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).

Как эмоциональный интеллект помогает в обучении

Важно иметь ввиду, что образование — процесс непрерывный. Ребёнок каждую минуту чему-то учится, причём не только у школьного учителя и родителей, но и друзей и людей из реального или виртуального окружения.

Существуют три кита успешного образования с учётом эмоционального интеллекта:

1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные, и траектория обучения, соответственно, тоже).

2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучению ребёнка, избегает оценки и критики).

3. Программы и педагоги (принципы образовательной системы)

Игры-упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей

Чтобы помочь ребёнку познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и выражать словами свои и чужие чувства, существует множество игр-упражнений. Вот некоторые из них:

Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою «коробочку счастья». «Сложите» в неё всё, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребёнком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

· Зрение: счастливая улыбка ребёнка.

· Слух: шум морской волны.

· Вкус: сладкая клубника.

· Обоняние: ароматы леса после дождя.

· Осязание: объятия любимого человека.

Язык эмоций

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребёнком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».

Что я чувствую сегодня

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребёнок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребёнка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

Эмоциональный фотоальбом-путешествие

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо её попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьёй. А ещё по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаёте новую историю вашей поездки.

Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребёнок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

«Волшебный мешочек».

Эта игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Перед её началом уточните у ребёнка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен. Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его. Затем возьмите ещё один волшебный мешочек и попросите ребёнка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.

Игра с образом животных

Попросите ребёнка представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать. Пусть он даст название своей эмоции и объяснит причину её появления. Например, радость, потому что собака виляет хвостом и ластится. Или страх, потому что лев большой и рычит.

Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная сит

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это не устаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

-3