11 марта 1985 года на заседании Политбюро ЦК КПСС тогдашний Министра иностранных дел СССР Андрей Громыко выдвинул на пост генерального секретаря партии Михаила Горбачева. Кандидатура была одобрена единогласно. Тогда никто не знал, что Михаил Сергеевич станет не только последним генсеком трещащей по швам страны, но и ее первым Президентом.
А пока достаточно молодой лидер компартии решается на невиданные преобразования. Появляются новые термины:перестройка, гласность и ускорение. В стране заговорили о реальной демократии и многопартийной системе. И конечно же новый лидер пытался всеми силами доказать людям и всему мировому сообществу, что он более открыт для общения чем его предшественники.
Угрюмые и монументальные автомобили ЗИЛ 4105 на которых передвигалась тогда верхушка страны этому имиджу не совсем соответствовали поэтому было решено несколько модернизировать машину или даже выпустить что-то новое. И вот к 1988 в шестом цехе завода имени Лихачева изготовили два принципиально новых образца лимузинов получивших индекс 4102. Чем же они отличались от предшественников? Впервые за все время существования этих представительских «дредноутов» было принято решение отказаться от рамы, кузов у машины стал несущим.
Поскольку инженеры предприятия такого опыта не имели, то постараться им пришлось изрядно. Необходимо было продумать идеальное соотношение кузовных панелей, дабы избежать вибраций. Это «спецам» удалось. «Ноль второй» получился длиннее волги ГАЗ 24 на пятьдесят сантиметров, но легче своего предшественника на 500 килограмм. Что конечно же не могло не повлиять на динамику и управляемость. Для снижения веса были так же впервые использованы такие материалы как стеклопластик. Капот, крышка багажника, пол и бамперы были изготовлены из него.
Исполинская восьмерка объемом семь с лишним литра имела отдачу в 315 лошадей и разгоняла 4102 до сотни за 10 секунд. Снизился и расход топлива. Автомобиль был четырехместным, привычные для такого рода машин «страпонтены»(это откидные сидения для охранников) отсутствовали. Массивные подлокотники как бы делили интерьер на две половины. Пассажиры располагались как бы по краям салона. Электрические стеклоподъемники, климатическая установка, кассетный магнитофон, проигрыватель компакт дисков, бортовой компьютер и даже синтезатор речи. То есть нашим специалистам удалось сделать голосовое управление.
Что касается дизайна, то тут все еще интереснее. В 86-ом на завод привезли Rolls-Royce Silver Spirit, кстати это первый «ройс» имеющий впрыск топлива и машина у которой знаменитая статуэтка Spirit Ecstasy (дух экстаза) стала убираться в радиаторную решетку. Так вот, привезли его именно в качестве образца. Правда живой «зиловский» экземпляр на породистого англичанина похож не был. Отечественных художникам скорее пришелся по вкусу американский Cadillac Fleetwood Limusine. Хотя советский лимузин вышел все равно ни на кого не похожим с очень низкой плечевой линией, покатым лобовым стеклом и рубленными передней и задней частью. Машин было сделано две. Одна в золотом цвете, вторая в черном. Предполагалось, что обе машины достанутся чете Горбачевых, их поговаривают даже называли: «мишка» и «райка». Вот только по какой-то причине это машины генсеку не понравились. И о них все, кстати совершенно незаслуженно, забыли.
Интересна судьба прототипов. Золотую машину я видел на выставке посвященной 90 летнему юбилею Гаража особого назначения, а вот черный лимузин говорят не сохранился, не смогли его уберечь. Обидно, ведь это были пусть и собранные в ручную но довольно интересные экземпляры. Глядишь чуть доработав эти ЗИЛы и на многомиллиардный проект Кортеж тратиться бы не пришлось.