Найти тему
Шкатулка с историями

Культурные короли - рейтинг самых ренессансных правителей

После составления позорного списка плохих отцов среди королей 16 века, я решила, что для справедливости неплохо бы и похвалить указанных в нем личностей. А хвалить за что? Мужьями они тоже были не очень, да и как правители вызывают, как минимум, споры. Поэтому берем беспроигрышную тему для пиара - культуру. Тем более что в 16 веке на культуре не пиарился бы только абсолютно слепой и глухой пень. А правители "большой четверки" 16 века пнями не были.

Генрих 8.

Печально известный Генрих 8 в молодости слыл довольно-таки приятным и образованным молодым человеком. Например, написал религиозный трактат "Защита сами таинств" - и даже опубликовал его! Что доказывает, что Генрих был не только начитанным, но и довольно самоуверенным человеком. Хотя вряд ли его бы ожидали разгромные рецензии.

Впрочем, тут и гадать не надо, напористый характер Генриха 8 - весь на известнейшем портрете Ганса Гольбейна.

чОткий пацанчик
чОткий пацанчик

А то, что Генрих покровительствовал Гольбейну свидетельствует по меньшей мере о его художественном вкусе. А может быть, даже о чувстве иронии и самоиронии - ведь даже после "приукрашенного" портрета Анны Клевской немецкому живописцу ничего не сделалось.

Помимо того, Генрих любил танцы, и даже говорят, сам писал музыку и стихи. Средневековый хит "Зеленые рукава" приписывают именно ему.

Твоим зеленым рукавам

Я жизнь без ропота отдам.

Я ваш, пока душа жива,

Зеленые рукава!

И это не говоря, об архитектурных достижениях вроде строительства Хэмптон корта. А еще Генрих дружил с Томасом Мором... правда его же и казнил.

-2

Короче говоря, не был бы Генрих таким тираном - цены бы ему не было!

Франциск 1

-3

Во время знаменитой встречи на Поле золотой парчи французский король одолел Генриха 8 в борьбе, и наверное, на поприще культуры Франциск тоже выигрывает. В принципе Франциск - образцовый король Ренессанса, по крайней мере еще при жизни создал себе такой образ - вне зависимости от глубины реальных достижений.

-4

Как же он это сделал? Во первых король Франции дружил и покровительствовал королю культуры Леонардо да Винчи, приютил Бенвенуто Челлини, и ряд других итальянских мастеров. В своей родной Франции можно сказать основал собственную школу - первую школу Фонтебло.

Да и сам дворец Фонтебло построил тоже Франциск, как и Шамбор, и ряд других.

-5

В-общем, куда не кинь - все началось или зародилось при Франциске - современный французский язык, великая французская литература, собственная школа живописи, да даже первая французская женщина-писательница была родной сестрой Франциска. А в 1537 году Франциск издал закон, обязующий издателей передавать экземпляр каждой напечатанной книги в личную библиотеку короля. Да и идея Лувра - как музея принадлежит Франциску.

Франциск с умирающим да Винчи
Франциск с умирающим да Винчи

В-общем, Франциск любил и умел жить красиво и культурно и поощрял это в других. Как и многие его коллеги, он тоже был поэтом.

Но не денницы ослеплен лучом

Я был в тот миг, а локонов каскадом,

Улыбкой нежной и лучистым взглядом.

Это стихи Франциска из романа Дюма Асканио, кто их автор в реальности, не знаю)

Карл 5

Первый парадный конный портрет в европейской живописи
Первый парадный конный портрет в европейской живописи

В отличии от своего злейшего врага Франциска, Карла 5, как мне кажется, несколько недооценивают как патрона искусств. Почему? Во-первых, в правлении Карла 5 было столько событий, что дружба с Тицианом, например, как-то меркнет на фоне Реформации или завоевания Америки. А во-вторых, у Карла не было в полном смысле королевского двора, а королевский двор - главный рассадник искусств по тем временам.

В-третьих, в отличии от Генриха и Франциск, Карл никогда не был "блестящим молодым человеком", хоть и рос в изысканной атмосфере двора своей тетушки Маргариты. Там он пристрастился к музицированию, что однако не нашло одобрения у его грубых бургундских друзей. "Музыка - занятие для баб!" - утверждал Шарль Ланнуа, и чтобы доказать свое право играть на клавикордах и не быть при этом бабой, Карл вызвал своего приятеля на поединок. В котором победил.

В дальнейшем Карл набрался уверенности в себе и завел окружение более культурное, чем господин Ланнуа. Огромное влияние на это оказали итальянские войны и дружба с итальянцами, в частности с Ферранте Гонзага, который свел императора с Тицианом и скульптором Леоне.

Император подает упавшую кисть Тициану
Император подает упавшую кисть Тициану

Тициан Тицианом, однако и про своих родных голландцев император не забывал - в частности длительное время дружил с художником Корнелиусом Вермейеном, и даже брал его с собой в Тунисский поход. В итоге получилось то, что назовут первым образцом военной фотохроники.

-9

"Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским - с друзьями, итальянским с женщинами, немецким - с лошадьми говорить прилично" - однако знание языков Карл использовал не только для общения с немецкими животными, но и для развития литературы. Уже на пенсии он взялся перевести свой любимый роман "Решительный рыцарь" Оливье ле ла Марша на испанский - однако издавать под своим именем постеснялся, заставив сделать это своего лакея Гийома ван Мале - причем за его счет. На этом предприятии ван Мале существенно разорился, ибо его имя не так хорошо продавало книгу, как продавало бы имя отрекшегося императора.

Ван Мале служил также "литературным негром" Карлу, и существенно отредактировал его Автобиографию. Которую Карл опять-таки постеснялся издавать при своей жизни.

Ну и стоит упоминуть об ущербе, который Карл нанес памятникам культуры - мечети Мескита в Кордобе. Святые отцы города подали прошение перестроить ее в католический собор, и Карл согласился, не обращая внимание на протесты защитников культурного наследия - были в Испании 16 века и такие. Однако увидев что получилось, расстроился - "вы сделали то что можно увидеть где угодно, уничтожив нечто уникальное".

Посреди этого в Меските
Посреди этого в Меските
Внезапно появляется это
Внезапно появляется это

Сулейман Великолепный.

-12

Создать нечто уникальное повезло турецкому султану - во времена его правления творил величайший османский архитектор Синан.

Мечеть Сулеймание - апогей тщеславия султана. В указе о строительстве он называет себя современным царем Соломоном и Александром нашего времени. В доказательство своихф притязаний Синану предоставили уникальные материалы : Красные колонны - исторические. Одна приехала из Александрии, вторая из Баальбека, из храма, который якобы Соломон построил для царицы Савской. Их должно было быть 8, но две при перевозке утонули, так что осталось четыре красных, и 4 белых, из современного мрамора.

-13

Кроме религиозных сооружений султан известен и улушением инфраструктуры - «Говорят, что Сулейман ставил перед собой три цели: увидеть завершение строительства своей мечети, которая и в самом деле великолепное и роскошное сооружение, восстановить античные акведуки- обеспечить Константинополь надлежащим водоснабжением, и завоевать Вену." Также известны общественные бани, построенные его женой Хюррем султан - там и сегодня можно помыться, но уже совсем не по гуманной цене.

Ну и конечно, Сулейман был полиглотом и поэтом - поклонникам сериала Великолепный век известно, что заливать соловьем он иногда мог по пол-серии. Стихи на мой вкус обычные, в стиле жизнь-боль, но естьи очень искренние и проникновенные строки.

По поводу казни своего друга Ибрагима паши Сулейман написал:

Ибрагим, я сгораю в огне, более жгучем, чем лава вулкана Немрут,
Словно в мучительном сне, мысли мои расплавленной лавой текут.
Как мою память убить, как мне ту ночь позабыть, сердце свое охладить?

Будучи поэтом, Сулейман покровительствовал и другим поэтам - в его времена были даже женщины-поэтессы.

Кроме того, султан был еще и ювелиром - в то время считалось, что правитель должен владеть каким-нибудь ремеслом. Не стоит также забывать про развитие искусства миниатюры, деятельность Насуха Матракчи и загадочный Атлас моря, с нанесенной на карты Антарктидой, авторства Пири реиса.

Как ювелир, Сулик наверно мог и сам себе корону сварганить, но купил у итальянцев за бешеные деньги
Как ювелир, Сулик наверно мог и сам себе корону сварганить, но купил у итальянцев за бешеные деньги

А вот античное искусство особо не проникло в османскую культуру - собственно все началось и закончилось статуями Ибрагима паши, захваченными в Буде. И посол Бусбек пишет, что бесценные античные манускрипты и монеты он покупал на базаре Стамбула за бесценок, ибо они никому не были нужны.

В-общем, судите сами о том, кто из правителей был наиболее кулюторным) Лично я за Сулика - все другие были любителями, а он намуххибировал на целый поэтический сборник, и может считаться профессионалом.

Разумеется, что-то грандиозное происходило в то время и в других европейских странах, и на Руси, и в Индии, и в Иране - но с тамошними правителями я не так хорошо знакома, а итальянцы бы всех обскакали.