Любое человеческое движение начинается в человеческом мозгу в виде мысленного образа и только затем воспроизводится в виде сокращения мышц и работы суставов. Даже если нам кажется, что многие движения мы не осознаем и производим на автопилоте, эта мысль, этот мысленный образ все равно существует.
Первым этот эффект сформулировал Уильям Карпентер в 1852 году и впоследствии получил подтверждение в лице не последних людей в области физиологии, Павлова и Фрейда, получил сотни научных подтверждений и стал применяться в любой сфере деятельности, где требуется высокая точность движений.
Эффект Карпентера — это закономерность того, что любое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию или представлению. Говоря проще, мысль или представление, рожденные в мозгу, вызывают моторную реакцию, которую мозг воспринимает как реальную. Эффект Карпентера известен в медицине как идеомоторный эффект (и закон) и к идеомоторной тренировке мы еще обратимся.
Например, если вы музыкант, гитары поблизости нет, а вам предстоит десятичасовая поездка в поезде, вы можете представить свою гитару у себя в руках (при этом желательно двигать пальцами) и тренироваться. Условие одно — вы должны идеально знать музыку и все движения пальцев, которые требуются. Моторная и мышечная память существует, об этом очень хорошо знают спортсмены, музыканты и танцоры.
Также этот феномен известен под названием «Эффект Умного Ганса». Это кличка лошади, которая получила всемирную известность в начале 20 века за то, что якобы обладала высочайшим интеллектом. Она могла решать серьезные математические задачи и выстукивала копытом верные ответы. В 1907 году Оскар Пфунгст провел исследование и пришел к выводу, что лошадь считывала сигналы из поведения своего хозяина и на самом деле не обладала никаким интеллектом.
Итак, как же можно использовать возможности эффекта Карпентера? Для начала рассмотрим вопрос о том, как его не нужно использовать.
Негативные последствия эффекта Карпентера
Например, у человека возникает склонность к несчастным случаям, если он уже пережил один подобный. Фрейд назвал это «травматическим неврозом» — последствие фиксации организма человека на моменте прошлого события. Человек постоянно вспоминает несчастный случай, воспроизводит переживания в мельчайших подробностях. Таким образом мозг не видит разницы между прошлым и настоящим, он считает, что человек здесь и сейчас попадает в точно такую же ситуацию. И все это приводит к приобретенной беспомощности.
Так что эффект Карпентера проявляется и в сфере совершения ошибочных действий. Тот, кто проводит долгое время в размышлениях о том, что он допустит ошибку или станет объектом несчастного случая, находится под воздействием собственного страха и станет жертвой собственной тревоги.
Стоит сказать, что негативные мысли и мысли о своих действиях — не одно и то же. Эффект Карпентера касается физиологии, так называемой мышечной памяти, а пессимизм просто убивает настроение и психологическую атмосферу в человеке.
Идеомоторная тренировка
Почему некоторые футболисты способны на невероятные финты и обманные движения, а другие нет? Вторые просто не могут представить в своей голове этот финт. Это до смешного простое соображение мало кто четко осознает. На любой тренировке крайне важно не просто увидеть финт и попытаться его повторить, его нужно сначала представить в своей голове. Это мозг отдает распоряжения мышцам, а не наоборот, и если вы даже не представляете что надо сделать, каким образом это сделают мышцы? Каким образом можно сыграть мелодию на гитаре, даже если вы знаете все ноты в теории, но не понимаете, как двигать пальцами? Мозг не отдает четкой команды вашим пальцам, а ваши пальцы беспорядочно стучат по струнам. В мыслях происходит нечто такое: «Так, сейчас я этим пальцем…куда-то.. а вот этот.. этот палец нужно… как бы…». Если вы не можете представить, как поднять руку вверх, вы ее никогда не поднимете, потому что вы не знаете, что так можно.
Также важно понимать, как сложно переучиваться. Когда спортсмен 10 тысяч раз повторил одно неверное движение, потребуется огромное количество усилий, чтобы переучить его. Причем переучивать нужно сначала именно мысленными представлениями, а только потом физическим действием. В мозгу по синапсам идет одна и та же команда и это уже даже не протоптанная дорожка, это — вымощенный тротуар, который необходимо убрать. Когда мы говорим о мышечной памяти, мы должны понимать некоторую условность этого понятия, потому что на самом деле это механизм передачи нервного импульса в мозге и нервной системе.
Об этом говорил и Павлов: «Когда вы думаете об определенном движении, вы его невольно производите».
Если мы поймем этот закон, дальше становится понятнее. Есть несколько крайне важных моментов.
Первый: чем точнее мысленный образ, тем точнее будет само движение. Поэтому очень важно увидеть, как это действие произодит профессионал — на видео или перед вами — и попытаться его представить в голове.
Второй: ваш организм должен соответствовать вашим мысленным образам. То есть если ваши суставы и мышцы окажутся не готовыми к воспроизведению мысленного движения, это может привести даже к травмам, в лучшем случае к потере времени.
Третий: качество связи между мозгом и телом. Это достигается результатом упорных тренировок. Крайне важно представлять себя не со стороны (как зритель), а в виде из первого лица.
Четвертый: начинать нужно с медленных движений, впоследствии чередовать медленные и быстрые.
Пятый: отточите каждое движение до идеала. Если вы его выучите не на высшем уровне, вы потом потратите массу времени, чтобы переучиться.
Эффект Карпентера имеет под собой научную основу и не должен восприниматься как теория. Но он, безусловно, будет дополняться и совершенствоваться, учитывая развитие науки и медицины во всем мире.