В 1983 году на советские экраны вышел фильм-сказка "Сказка странствий". Он был снят тремя странами так называемого социалистического содружества: СССР, Чехословакией и Румынией.
Надо сказать, что чешские кинематографисты были лидерами в области создания фильмов- сказок. Достаточно вспомнить такие картины как "Три орешка для Золушки", "Беляночка и Розочка", "Златовласка", "Три золотых волоса", "Король Дроздовик" - советские дети выросли на этих сказках, умели чехи снимать красивые истории про принцесс и королей.
Опыт советских сказочников отличался, у нас все больше снимали про Иванушку-дурачка в разных вариациях. И ко всему прочему, видимо, близость к Европе позволяла чешским кинематографистам делать более нарядные, сверкающие костюмы, поэтому их фильмы про принцесс казались нам более "принцессными", боле волшебными. А еще эти сказки были более жестокими, более мрачными.
В фильме "Сказка странствий" соединились советский взгляд на сказку и опыт европейский кинематографистов в области создания декораций и костюмов. Действие фильма происходит в незнакомых нам европейских пейзажах, а начинается фильм с того, что его герои празднуют Рождество - запрещенный в советское время праздник.
Все главные роли и роли второго плана исполнили советские актеры, бывшие в то время очень популярными: Андрей Миронов, Татьяна Аксюта, Лев Дуров, Вениамин Смехов, Владимир Басов, Александр Долинский. Чудесного мальчика Мая сыграла девочка, 8-летняя Ксюша Пирятинская. Это был ее первый и единственный опыт в кино.
Режиссер Александр Митта рассказывал, что главным претендентом на роль странствующего врача-философа, "Гиппократа, Овидия и Аристотеля в одном лице" Орландо был Леонид Филатов. Он вполне мог встроить философскую линию в фильме, но... Митте очень хотелось поработать с Мироновым, тем более что в тот период Андрей Александрович стал отходить от амплуа комика и обратился к серьезным ролям, позволявшим ему раскрыться как драматическому актеру. И выбор был сделан в его пользу.
Фильм получился совсем не детский. Помню свое удивление и отчасти разочарование после первого просмотра - из серии "ожидание VS реальность". Думала, что будет веселая сказка с Мироновым, а там... Кровавые пятна от съеденной лошади, скелеты в тюрьме, единственный эпизод с весельем заканчивается трагедией, а главный герой вообще умирает и его потом и сжигают! Помню свой ужас от эпизода с Чумой - реально страшная сцена с этими молчаливыми чистильщиками в масках с чудовищными когтями и с горящими как факелы телами.
Смесь хоррора и готики - этими словами картину можно описать наиболее точно. В отличие от классической сказки, она не дает надежду на то, что все будет хорошо, он предлагает зрителю сделать выбор, ведь "нет судьбы, кроме той, которую творим мы сами" (с). Он о борьбе между "хочу" и "должен". Картина наполнена христианскими символами и отсылками к Писанию: как было сказано выше, действие начинается с Рождества, в замке Мая висит картина Страшного суда, Орландо, рассказывая о своем понимании мира, начинает рисунок с креста. Вроде бы материала было на две серии, но цензура сократила фильм вдвое. Очень хотелось бы посмотреть те самые удаленные сцены.
Но даже в отцензуренном варианте фильм оказался слишком мрачным для детской сказки и, возможно, по этой причине в свое время не получил ни одной награды. Да, он не вызывает умиления и розовых соплей, он не классическая развлекаловка, в которой герои под орех разделывают врагов. Многослойный, со сложной философией, он рассчитан не на детей, а на юношеский и взрослый возраст. И если вы не смотрели его, став взрослыми, то пересмотрите сейчас - у вас появится возможность заново переосмыслить эту несказочную сказку.