Найти тему
Живопись

Художник Пьер Огюст Кот: крутобедрые нимфы и хрупкие наяды

Кавалер Ордена Почетного легиона, всеми признанный мастер консервативного стиля и мифологического сюжета — художник Пьер Огюст Кот.
Пьер Огюст Кот, «Молодые уличные музыканты», около 1870, холст, масло
Пьер Огюст Кот, «Молодые уличные музыканты», около 1870, холст, масло

Родился в 1837 году в провинции Лангедок, окончил парижскую Школу изящных искусств, в 1863-м его работы впервые были представлены на Парижском салоне, а впоследствии он и сам стал членом жюри этой престижнейшей выставки. Равно как и «Большой римской премии», давшей путёвку в жизнь множеству замечательных французских живописцев.

Ура. Самая трудная часть статьи — позади. И теперь, когда любители покритиковать нас за отсутствие биографических данных формально удовлетворены, можно приступать к самому интересному.

Пьер Огюст Кот, «Девушка с корзиной апельсинов и лимонов», 1871, холст, масло
Пьер Огюст Кот, «Девушка с корзиной апельсинов и лимонов», 1871, холст, масло

Пьер Огюст Кот — виртуоз портрета и изумительный мастер античной стилизации. Занятно, что большинство наших уважаемых коллег не идёт дальше этих ключевых, но ничего не объясняющих фактов творческой биографии маэстро.

Пьер Огюст Кот, «Портрет молодой девушки», холст, масло
Пьер Огюст Кот, «Портрет молодой девушки», холст, масло

Юные девы с полотен Кота просто бесподобны. Попеременно исполненных то изящества и грации, то милого лукавства, то чувственности и вызова, всех их роднит общая черта: они чарующе прекрасны. Казалось бы — банальная мысль, не так ли? Но как же так получается, что изображения мифических персонажей и собственных современниц, заведомо различные по антуражу, композиции и даже эмоциональному фону — неизменно притягивают взгляд, вызывают живой зрительский отклик и оставляют впечатление целостных, законченных характеров, «умещающихся» в рамках одного-единственного застывшего на полотне момента?

Пьер Огюст Кот, «Весна», 1873, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Пьер Огюст Кот, «Весна», 1873, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Вам будет достаточно одного взгляда, чтобы составить собственное мнение о характере героини любого из его произведений. А влекущая красота женских фигур, их «дышащей» нежной кожи, и конечно же блеск девичьих глаз, полностью оправдывающих звание «зеркал души», не оставляют равнодушным уже которое по счёту поколение посетителей парижских, мадридских, нью-йоркских музеев.

Пьер Огюст Кот, «Девушка с бубном», холст, масло
Пьер Огюст Кот, «Девушка с бубном», холст, масло

Так в чём же секрет? Неужели только в бережном до скрупулёзности следовании традициям старых мастеров? Конечно же нет. Переосмысление и доведение до совершенства техник полубожественного Рафаэля — необходимое, но недостаточное условие успеха.

Пьер Огюст Кот, «Минута для размышления или Офелия», 1870, холст, масло, холст, масло
Пьер Огюст Кот, «Минута для размышления или Офелия», 1870, холст, масло, холст, масло

Всё дело в том, что месье Кот «писал сердцем». Физическое сходство героинь его портретов с реальными моделями — только «первый уровень» произведения. Не цель но средство, «оболочка», в которую мастер помещал образ, или, если угодно, «психологический портрет». Наклон головы, малейший жест, тихий взблеск омутов глаз, в которых явно «водится» гораздо больше интересного, чем стремится показывать обладательница опущенных в ложной скромности ресниц. И не надо быть, физиогномистом чтобы «считывать» эти универсальные «сигналы».

Пьер Огюст Кот, «Буря», 1880, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк80, холст, масло
Пьер Огюст Кот, «Буря», 1880, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк80, холст, масло

Так же обстоят дела и с крутобёдрыми нимфами или хрупкими наядами, с лёгкими нравом и поступью танцовщицами, или их прямыми антиподами вроде меланхоличных героинь Шекспира. Вне зависимости от того, является ли их красота обжигающе-манящей либо мраморно-холодной, каждый из этих образов заключает в себе одновременно все три аристотелевские догмы убеждения: пафос, этос и логос, воплощённые в масле.

Пьер Огюст Кот, «Портрет молодой женщины», 1869, холст, масло
Пьер Огюст Кот, «Портрет молодой женщины», 1869, холст, масло

Благодаря изумительно воссозданной мимике и пластике тела, помноженной на сочетания текстур и полутонов, одни героини работ Кота умеют внушить зрителю нежность и влечение, другие — сострадание; мастерские отсылки к их происхождению, статусу и — как следствие
— преобладающим нравам и «поведенческим моделям» создают у зрителя иллюзию «понимания характера» персонажа.

Пьер Огюст Кот, «Цыганка», холст, масло
Пьер Огюст Кот, «Цыганка», холст, масло

А на месте «логоса» выступает композиция, антураж и все те элементы окружения, что дают нам представление о логике событий, запечатлённых на полотне. Они дополняют и завершают собою каждую работу живописца, выстраивая набор эмоционального и рационального в стройный сюжет.

Пьер Огюст Кот, «Дионисия», 1870, холст, масло
Пьер Огюст Кот, «Дионисия», 1870, холст, масло

Как актуально, без контекстных «костылей» и скидок на разницу эпох смотрятся картины Кота и в наши дни. С этих полотен на нас зачастую глядят образы, рождённые давно ушедшими цивилизациями ещё в дохристианскую эру. И тем не менее, нам ясны как день все те побудительные мотивы, которыми «живут» герои и героини его картин. Это и есть настоящая Классика. Ей не нужно что-то большее чем она сама, чтобы существовать вне времени и быть универсально понимаемой и любимой.

Пьер огюст Кот, «Портрет девушки», 1880, холст, масло, частная коллекция
Пьер огюст Кот, «Портрет девушки», 1880, холст, масло, частная коллекция

Автор: Лёля Городная

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культурология #культура #искусство #изобразительное искусство #живопись