Ла-5 - один из самых массовых и удачных советских фронтовых истребителей 40-х годов. Выпущено 9920 штук разных модификаций.
В основе Ла-5 лежит планер ЛаГГ-3, использованный практически без изменений. В конце 1941 г. в ОКБ С.А. Лавочкина начались работы по модернизации к тому времени устаревшего ЛаГГ-3. Ранее в 1941 году ОКБ были переданы чертежи винтомоторной группы М-82 с установкой синхронных 20-мм пушек ШВАК, разработанные Н.Н. Поликарповым для истребителя И-185. Использование надежного серийного двигателя М-82 мощностью 1700 л.с. осложнялось бОльшим диаметром звездообразного двигателя, но конструкторам все же удалось найти решение и установить тяжелый двухрядный звездообразный двигатель без значительных изменений конструкции.
Весной 1942 г. были успешно проведены государственные испытания машины. В конце апреля 1942 г. Государственным Комитетом Обороны было принято решение начать серийное производство нового истребителя, получившего обозначение Ла-5. Самолет производился на авиазаводах №21 в Горьком (большинство машин), №381 (московский завод, эвакуированный в Нижний Тагил), №99 в Улан-Удэ и №31 в Тбилиси.
Конструкция всех модификаций Ла-5 изначально была цельнодеревянной (использовалась т.н. "дельта-древесина" - гнуто-клееные конструкции) и почти не содержала дефицитных материалов. В процессе производства самолет постоянно совершенствовался и на Ла-5ФН начали применять металлические лонжероны крыла.
В ходе серийного производства самолет постоянно совершенствовался: улучшались аэродинамические свойства машины и защита пилота, снижался полетный вес. Последовательно устанавливались двигатели М-82Ф (форсированный), в начале 1943 года на мотор вместо карбюратора поставили аппаратуру непосредственного впрыска бензина - М-82ФН. Взлетная мощность двигателя, получившего обозначение М-82ФН, возросла на 150 л.с, а номинальная, на высоте 1650 м, - на 90 л.с. При этом сам мотор потяжелел всего на 30 кг. Двигатель обладал высокой надежностью и живучестью - он сохранял работоспособность при повреждениях даже нескольких из 14 цилиндров.
Самое заметное отличие между основными модификациями - наличие "хобота" нагнетателя сверху капота Ла-5ФН, у Ла-5 и Ла-5Ф - небольшой горбик, у оригинального Ла-5 фонарь пилота был не выступающий "круговой", а с утопленной в гаргрот задней частью. На всех фото здесь - модификация ФН.
Ла-5 был одним из самых легкоуправляемых истребителей, обладал исключительно высокими маневренными качествами, отлично держался в глубоком вираже, имел неплохую скорость. Вооруженный двумя синхронными 20-мм пушками ШВАК, он позволил нашим пилотам впервые с начала войны на равных вести борьбу с любым немецким истребителем, изменив тактику воздушного боя с оборонительной на активную наступательную.
Ла-5ФН (последняя модификация Ла-5) обладал преимуществом над современным ему немецким истребителем Мессершмитт Bf-109G в маневре на вертикалях, а при маневрировании по горизонтали заходил ему в хвост на дистанцию прицельного огня на 3-4 вираже. Превосходство над Фокке-Вульф FW-190А в скорости и во всех видах маневра было еще более явным.
На Ла-5 разных модификаций летал Иван Кожедуб, в конце войны он пересел на Ла-7 - дальнейшее развитие конструкции Ла-5.
Технические характеристики
- Размах крыла 9.80 м
- Длина 8.67 м
- Высота 2.54 м
- Площадь крыла 17.50 м2
- Масса пустого самолета 2706 кг
- Масса нормальная взлетная 3168 кг
- Двигатель AШ-82ФН, номинальная мощность 1460 л.с., взлетная 1850 л.с.
- Максимальная скорость у земли 593 км/ч, на высоте 648 км/ч
- Практическая дальность 1000 км
- Практический потолок 11200 м
- Вооружение: две 20-мм пушки ШВАК, 2х 100-кг бомбы ФАБ-100
Набор от Звезды
Уровень сложности: Простой. Деталей немного, разбивка на детали логичная.
Пластик: Хорошее литье, серый пластик. Облоя нет,
Инструкция: Не очень большая, но все четко и понятно. Пока ни разу не видел плохой инструкции у Звезды.
Детализация: Неплохая. Летчик присутствует (опять же - у Звезды не помню набора без летчика). В кокпите немного деталей, есть простенькая условная приборная доска..
Сборка: Все собирается просто, хорошо соответствует. Надфиль-шкурка - минимально для снятия клеевых наплывов на швах. Попробовал нацепить проволочку-антенну, что-то не очень получилось.
Окраска: Предложено два варианта: летний и зимний. Попробовал зимний - все белое и голубое. Добавил смывку на некоторых швах и в качестве "нагара от выхлопа" на боковых металлических накладках.
Декали: хорошие по качеству, но без мелких деталей, только основные элементы.
Цена: 261р.
Итого.
Плюсы: простая сборка, все четко, недорого
Минусы: за эту цену - никаких.
Вердикт: хороший вариант для ненапряжной быстрой сборки
Что получилось: