Найти тему
Александр А.

ГДЕ ЖИЛА АННА МОНС?

Вопрос, как говорится, интересный. Имя этой женщины слышали очень многие. Слышали про её долголетнюю любовную связь с Петром I. Однако до нас не дошло ни единого прижизненного изображения Анны Маргареты Монс, не известна точная дата её появления на свет – то ли она была ровесницей Петру (родилась 26 января 1672 года), то ли на три года моложе. Разнятся и сведения о профессии её отца. Одни утверждают, что уроженец Вестфалии Иоганн Георг Монс был виноторговцем, другие, что – золотых дел мастером. К числу загадок в биографии обольстительной Анхен относится и местоположение её московского дома…

Кадр из фильма "Юность Петра" (1980). В роли Анны Монс - Ульрике Кунце
Кадр из фильма "Юность Петра" (1980). В роли Анны Монс - Ульрике Кунце

КОЕ-КТО считает, что этот самый дом и поныне находится на Елоховской (теперь Спартаковской) улице – прямо напротив Богоявленского кафедрального собора. К таким выводам приводит отделка здания: яркая, нарядная, праздничная, совершенно в духе XVII столетия. Кроме того, с именем Монс связывали прежнее название части современной Бауманской улицы – Девкин переулок. Ведь в глазах многих современников Анна (иноземка Анна Монсова, как говорили русские) была царской «девкой».

Спартаковская ул., 16  (фото Олега Серебрянского)
Спартаковская ул., 16 (фото Олега Серебрянского)

НА самом деле всё это никакого отношения к нашей героине не имеет. Правая часть дома – двухэтажное каменное строение – означено на плане участка купца 2-й гильдии А. Емельянова в 1816 году и может датироваться ещё более ранним временем. Уже в начале XX века новый хозяин, разбогатевший крестьянин Василий Герасимов строит над старым зданием третий этаж, а с левой стороны вплотную возводит новую постройку. После этого обе части объединяются между собою единым фасадом в модном тогда стиле допетровского зодчества (проект инженера Лаврова). Что же касается Девкина переулка, то ещё в дореволюционное время здешние домовладельцы неоднократно просили Городскую думу дать их неблагозвучному переулку другое имя. Название его производили либо от «девки» Анны Монс, либо от того, что в нём якобы проживало много «девок», работавших на ближайшей фабрике. Впрочем, объяснение сего названия гораздо прозаичнее: как это часто бывало в Первопрестольной, наименован переулок был по фамилии одного из домовладельцев – купца Девкина. Городская дума тогда принципиально решила не менять старомосковские названия и ходатайство не удовлетворила. Лишь в советское время ситуация изменилась. Переулок был присоединён к Немецкой (Бауманской) улице и таким образом исчез с карты города.

Ну, вот мы прояснили, что очаровательная немочка Анна Монс в этом месте Москвы не жила, да и не могла жить. Ещё при царе Алексее Михайловиче всех иностранцев переселили на дальнюю восточную окраину города, на правый берег Яузы, где и возникла в 1652 году особая Немецкая слобода. Сельцо Елох (позднее Елоховская улица) служило северной границей этой слободы.

ВСТРЕЧА Петра I с девицей Монс произошла, по всей видимости, в 1690 году. Вместе с сестрой Модестой (Матрёной) Анна с юных лет посещала пиры в Немецкой слободе. На одном из них гостеприимный хозяин Франц Лефорт и познакомил молодых людей. «В его доме, - рассказывал хорошо знавший государя и его окружение князь Борис Куракин, - первое начало учинилось, что его царское величество начал с дамами иноземскими обходиться, и амур первой начал быть к одной дочери купеческой, названной Анной Ивановной Монсова». Она была изящна, женственна, отличалась от дочерей боярских образованностью, «обхождением с мужчинами», меньшей чопорностью и застенчивостью. Весёлая и бойкая на язык девушка совершенно обворожила Петра, и в самом скором времени стала его фавориткой. Правда, по мнению современных исследователей, Анна до этого состояла в связи с Лефортом.

-3

В народе говорили, что ловкая и расчётливая немка окончательно «рассорила царя с царицей» и с их сыном Алексеем. В 1694 году Пётр подарил Анхен на день рождения собственный миниатюрный портрет в оправе из алмазов, стоимостью 1000 рублей. Находясь в составе Великого посольства в Западной Европе, вёл с ней переписку. И если царские «эпистолы» к Анне утрачены для потомства, то её письма к самодержцу на немецком и голландском языках как раз уцелели. Послания на русском она диктовала секретарю, подписываясь по-немецки Getreue Dinnerin («верная служанка»).

Когда Пётр 25 августа 1698 года вернулся из-за границы в Москву, он поехал не в Преображенское к жене и сыну, а в Немецкую слободу к Анне Монс. Буквально через неделю царь развёлся с законной супругой, царицей Евдокией Фёдоровной, и сослал её в Суздаль, в Покровский монастырь. Тут же вышел государев Указ о строении для фаворитки за казённый счёт каменного дома близ новой лютеранской церкви. Дом этот поражал современников красотой фасадов и богатством внутренней отделки. Архивы Преображенского приказа среди всего прочего зафиксировали неподдельное изумление некоего портного при виде роскошного убранства опочивальни, которая была «красою всего дворца» и в которой часто бывал царь.

- Относил я венгерскую шубу к иноземке, к девице Анне Монсовой, - говорил, между прочим, немец, портной Фланк, аптекарше Якимовой, - и видел в спальне её кровать, а занавески на ней золотые…

- Это не ту кровать ты видел, - прервала аптекарша, - а вот есть другая, в другой спальне, в которой бывает государь; здесь-то он и почивает…

Затем аптекарша пустилась в «неудобь-сказываемые» подробности.

Но где именно находился сей «палаццо»? От главной улицы бывшей слободы – Немецкой – отходят, среди прочих, два переулка: Старокирочный и Новокирочный, которые своими названиями напоминают о стоявших здесь когда-то лютеранских церквях-кирхах. Но тем, кто давал такие названия, было и невдомёк, что назвать переулки следовало как раз наоборот, ибо в Старокирочном располагалась новая кирха, а в Новокирочном – старая, возведённая первой в Немецкой слободе. Нужно отметить, что к лютеранам, в отличие от католиков, в Московии всегда относились гораздо терпимее – поскольку именно из их числа, в основном, набирались и военные, и ремесленники, и врачи.

СТАРОКИРОЧНЫЙ (прежде просто Кирочный) переулок сейчас совсем не тот. По левой его стороне раскинулся огромный пустырь – этот участок занимало до недавнего времени круглое здание Бауманского рынка. Для его сооружения в 1977 году снесли целый квартал старой застройки между Посланниковым и Кирочным переулками. И вот сие ультрамодное здание в один прекрасный момент с треском обрушилось, хорошо хоть это произошло ранним утром, а иначе жертв вообще бы не обрались. Нет, господа, что ни говори, а предки наши строили определённо лучше, качественнее… Теперь на месте пустыря устроили автостоянку, а в перспективе планируют соорудить жилой дом по программе реновации.

Уродливые заводские корпуса на правой стороне скрывают великолепный памятник архитектуры – двухэтажные каменные палаты второй половины XVII столетия. Вот их-то по традиции и называют домом Анны Монс. Однако никаких документальных свидетельств тому нет. Здание поставлено на белокаменный подклет, верхний деревянный этаж относится уже к концу XIX века. Главный фасад сохранил следы декора в стиле так называемого московского барокко: кирпичные наличники окон с полуколонками и навершиями в форме кокошников, трёхчетвертные колонны с фигурными капителями по углам объёма. Подклет и основной этаж соединены двумя внутристенными лестницами, помещения перекрыты сводами. К сеням этажа первоначально примыкали крыльца.

Кто же владел этими палатами в XVII веке? Скорее всего, голландцы Захарий и Якоб ван дер Гульсты - личные лекари царей Алексея Михайловича и Петра I. Кроме того, мы совершенно точно знаем, что в середине XVIII столетия здание принадлежало некоему отставному полковнику Ознобишину, затем – иноземцу Витману, а в начале следующего, XIX, века - придворному камер-фурьеру (смотрителю за дворцовой прислугой) Якову Граве. Таким образом, повторим, про Анну Монс, как здешнюю исконную хозяйку, архивы умалчивают. Возможно, что её настоящий дом находился где-то неподалёку. А сооружение, о котором идёт речь, совершенно уникально тем, что это единственный сохранившийся образец застройки Немецкой слободы Петровской эпохи.

С 1700 ГОДА Пётр Великий стал открыто жить с Анхен в её доме. Любовники всюду появлялись вместе, даже на торжественных дипломатических приёмах. Парадный портрет domicella Monsiana украшал один из залов Лефортовского дворца. Царь продолжал осыпать красавицу немку дорогими подарками, в 1703-м ей была пожалована в качестве вотчины Дудинская волость в Козельском уезде с деревнями (295 дворов). Благодеяния проливались и на всё семейство Монсов – матушка Анны получала ежегодный пенсион в 708 рублей, братья Филимон и Виллим были взяты государем на службу.

В определённый момент Пётр стал решительно смотреть на Анну Ивановну как на будущую законную супругу и венчанную царицу. И будь эта женщина чуть умнее, то, скорее всего, именно она, а не Марта Скавронская, стала бы первой российской императрицей. Однако Анхен, хотя и разделяла ложе с царем, не слишком его любила, и однажды изменила Петру с прусским посланником Георгом Иоганном фон Кайзерлингом.

Как свидетельствует он сам в одном из писем, «Анна по совету князя Меншикова обратилась к его посредничеству с просьбой исходатайствовать у его царского величества разрешения на бракосочетание со мной». Меншиков же воспользовался промашкой Анны, дабы убрать её со сцены, выдвинув свою ставленницу – ту самую Марту Скавронскую, будущую Екатерину I. И это Светлейшему удалось. Петр не терпел посягательств ни на что, связанное с ним самим и близкими ему людьми. «Чтобы любить царя, надобно иметь царя в голове!», - воскликнул по преданию монарх.

В декабре 1703 года Анну Ивановну заодно с сестрой её Матрёной Балк, способствовавшей любовной интриге, посадили под строгий домашний арест с запрещением выходить даже в церковь. «Дело Монцевой» тянулось три года, и только 3 апреля 1706 года опала была снята – царь своим Указом дозволил «Монше и сестре ея Балкше в кирку ездить». Но спокойная жизнь длилась недолго: в 1708 году Анну обвинили в ворожбе с целью вернуть себе государево расположение. На сей раз у женщины отобрали в казну принадлежавший ей каменный дом в Кирочном переулке и практически все царские подарки. Лишь миниатюрный портрет Петра Анна Ивановна категорически оказалась вернуть. До самой своей кончины, последовавшей 15 августа 1714 года, Монс проживала вместе с двумя детьми (от Петра? Кайзерлинга?) и двумя служанками в небольшом деревянном домике близ Яузы, недалеко от Лефортовского дворца.

ИТАК, мы перевернули последнюю страничку той давней истории. Без сомнения, Анна Монс – знаковая фигура Немецкой слободы. И если отбросить всё наносное и излишне субъективное, то образ этой женщины представляется сегодня весьма неоднозначным и в высшей степени трагическим. А что же с домом Анны Ивановны?

Здание на теперешней Спартаковской улице, которое иные упорно называют домом Монс, выглядит очень и очень неплохо. При советской власти оно было отдано под жилые квартиры, а в конце 90-х годов перешло в собственность Московской патриархии; в первом этаже открыты магазины и кафе. Недавно проведён капитальный ремонт главного фасада.

Гораздо сложнее ситуация с палатами в Старокирочном переулке. Получилось так, что после событий 1917-го они оказались в весьма близком соседстве с НИИ точных приборов, институт же этот всегда тяготел к оборонке, а, стало быть, к повышенной секретности. Где-то до 1989 года палаты можно было увидеть за низким дощатым забором, если идти по проходу между Старокирочным и Бригадирским переулками. Но после расширения предприятия палаты были закрыты новым заводским корпусом, и теперь доступа к ним нет. И каков же итог? Вышеупомянутый корпус из-за кризиса 2008 года законсервирован, в комнатах «дома Монс» был свален всякий ненужный хлам с завода.

1980-е гг.
1980-е гг.

О масштабной реставрации старинного сооружения речи так и не идёт, хотя градозащитники не раз, и не два поднимали эту тему, а в конце 2016 года палаты перешли, наконец, в ведение Агенства по управлению и использованию памятников истории и культуры при Минкультуры РФ (АУИПИК). Однако состояние фасадов и внутренних помещений по-прежнему крайне аварийное. Существовала надежда на то, что палаты будут включены в состав музея-заповедника «Лефортово», но увы. Повернётся ли фортуна лицом к этому уникальному памятнику архитектуры XVII века?

2010-е гг. (Сейчас стало гораздо хуже, хотя дом и прикрыт зелёной сеткой)
2010-е гг. (Сейчас стало гораздо хуже, хотя дом и прикрыт зелёной сеткой)

КАК выглядел дом Анны Монс в пору его расцвета, дает представление картина Александра Бенуа. Живописец исполнил свое произведение, руководствуясь описаниями, что сохранились в архивах Преображенского приказа. А вот уже наш современник – художник Евгений Куманьков – зарисовал акварелью палаты в Старокирочном переулке (по состоянию на 1979 год). Одно и то же это сооружение или разные? Вопрос пока остаётся открытым.

А.Н. Бенуа. В немецкой слободе.
А.Н. Бенуа. В немецкой слободе.
Е.Н. Куманьков. Дом Анны Монс.
Е.Н. Куманьков. Дом Анны Монс.