Найти тему
Раздумья о жизни

Можно ли научить ученика, который не желает учиться?

Картинка взята из свободного доступа сети Интернет
Картинка взята из свободного доступа сети Интернет

Любой человек любит делать то, что у него хорошо получается и не любит делать то, что умеет плохо. Примерьте эту мысль на себя, чтобы убедиться, что это так. Ученики, которые не желают учиться это те, которые плохо умеют учиться. Почему так получается, я постараюсь написать в следующей статье, а сейчас попробую ответить на вопрос , поставленный в заголовке статьи.

Начну с конкретного примера. В 7 классе начинается преподавание физики. Новый учебник, новый предмет, всем ученикам очень интересно, с удовольствием слушают, о физике, зачем она нужна, сами приводят примеры. Но для понимания и успешного усвоения физики надо знать определения физических величин, формулы, законы. Их надо именно знать и уметь применять для решения задач, иначе начинаются отрицательные оценки за самостоятельные и контрольные работы. Новый предмет несет лавину новых знаний, не усвоив которые, невозможно понять дальнейшие темы. В итоге у тех учеников, которые не любят и не умеют учиться начинают накапливаться пробелы в знаниях, что в дальнейшем приводит к затруднениям в обучении предмета.

Что может сделать учитель? В последнее время все чаще стали приходить в 7 класс дети, которые не знают таблицы умножения, не умеют поделить одно число на другое, не умеют выучить определение и т. д. В 7 классе учителю некогда на уроке заниматься этими проблемами, у него своя программа, которую он обязан пройти с учениками. Поэтому на уроке он ничего не может скорректировать. Остается послеурочное время. Вот учителя и начинают выяснять, кто из детей собирается сдавать ОГЭ и ЕГЭ и потихоньку готовить их к выполнению типовых заданий, то есть натаскивать на выполнение самых легких заданий.

Раньше, лет 20 назад, у меня удавался еще один вариант: приглашал после уроков тех учеников, которые что-либо не усвоили или не выучили и помогал им учиться. Некоторые ученики добровольно и добросовестно ходили и затем начинали уверенно заниматься по предмету и даже участвовать и занимать места в олимпиадах.

Так что с моей точки зрения ответ на вопрос статьи звучит так: научить некоторых учеников, которые не желают учиться можно, применяя различные приемы и способы, но только на троечку, а подавляющее большинство в реальных школьных условиях - нельзя.