Автор
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — писал Лев Толстой. Но разве можно одним махом отделить счастливых от несчастных? Ведь, к сожалению, кризисы, случаи психологического или физического насилия, попытки суицида могут произойти даже во внешне благополучной семье.
Программа дополнительного профессионального образования «Кризисное психологическое консультирование» в Институте «Иматон» разработана для специалистов, которые хотят помогать людям решать проблемы в социальной сфере. Обучение начнётся 24 февраля, а получить ответы на актуальные вопросы можно уже сейчас.
Что включает в себя кризисное психологическое консультирование?
Организация и оказание антикризисной помощи в социальной сфере — то, с чем сталкиваются многие психологи, соцработники, педагоги, волонтёры:
- это работа с неблагополучными семьями, где ребёнок страдает от физического, эмоционального или сексуального насилия;
- это помощь «трудным» подросткам, проявляющим агрессию или страдающим от травли;
- это консультирование родителей детей с особыми потребностями или ограниченными возможностями здоровья;
- это работа с замещающими семьями и приёмными детьми;
- это поддержка пожилых людей и решение их проблем;
- это помощь людям, злоупотребляющим алкоголем или наркотиками, и их родственникам;
- это взаимодействие с бездомными людьми и лицами, вернувшимися из мест лишения свободы.
Программа включает в себя знакомство со всеми этими аспектами социально-психологической деятельности для того, чтобы сориентировать специалистов в проблемах оказания помощи клиентам в трудной жизненной ситуации, в технологиях оказания этой помощи, в правилах организации работы в разных ситуациях.
— Помощь детям и семьям почти всегда предполагает взаимодействие системы специалистов и организаций; выстроенные — законодательно и практически — отношения между ними, а не работу одного профессионала в каком-либо отдельном учреждении, — говорит руководитель программы Ирина Алексеевна Алексеева, заведующая кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях Института практической психологии «Иматон», директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам.
Для кого разработана программа?
Обучение рассчитано не только на психологов, но и на социальных работников и педагогов, потому что именно они первыми могут заметить проблему.
Специалист в области кризисной помощи детям и подросткам, психолог-консультант и преподаватель программы Анна Михайловна Раскина указывает: «В семьях, где существует длительное пренебрежение потребностями ребёнка, как правило, кто-то из родителей имеет алкогольную или наркотическую зависимость, психическое или соматическое заболевание. Установление контакта с семьёй — задача именно социального работника. Психолог этого сделать не может, потому что родители не обращаются к нему».
Другая проблема с выявлением кризисов знакома специалистам, которые работают с замещающими семьями. Доктор биологических наук, профессор Елена Ивановна Николаева замечает, что людей, которые будут оказывать поддержку приёмным родителям и детям, надо специально готовить. Она добавляет:
— К сожалению, семья, усыновляющая ребенка, становится закрытой для общества. Она вынуждена перестраивать собственную жизнь, она испытывает болезненные неприятности, но мы не знаем о них, потому что родители боятся сказать, что у них приёмный ребенок.
Клинический психолог Ирина Алексеевна Алексеева подчёркивает важность дополнительного профессионального образования для специалиста по кризисному психологическому консультированию:
— Работа психолога в социальной сфере, в сфере кризисной помощи предъявляет особые требования к профессионализму. Это, во-первых, профессиональные психологические навыки диагностики и консультирования. Во-вторых, знание специфики проблем и особенностей состояния клиентов: например, людей, переживших насилие, проблем детей и родителей в приёмных семьях, последствий посттравматического стрессового расстройства. В-третьих, понимание специалистом своих задач и ресурсов в определённых ситуациях, осознание того, какая помощь нужна клиенту и кто может её оказать помимо самого специалиста, к которому «попал» клиент или случай.
Как долго учиться?
Программа дополнительного профессионального образования «Кризисное психологическое консультирование» рассчитана на очно-заочное обучение в течение одного года. Объём программы — 605 часов, из которых 486 — это практикумы, мастерские, учебно-практические семинары и лекционные курсы в Институте «Иматон».
Учёба разделена на три очные сессии продолжительностью по 18 дней. Первая сессия состоится с 24 февраля по 14 марта, вторая — с 1 по 20 июня, третья — со 2 по 21 ноября. После каждой сессии студенты пишут зачётные работы и сдают экзамены, что является допуском к следующему этапу обучения.
По завершении программы студенты становятся дипломированными специалистами и получают право вести профессиональную деятельность в области организации и оказания антикризисной психологической помощи в социальной сфере.
Кто будет преподавать и чему научат?
— Задача программы не только в том, чтобы специалист получил навыки психологической диагностики и психологического консультирования, но и представлял себе, как выстраивается социальное сопровождение семьи, что такое «case management», как ставятся задачи работы и формируется реабилитационный план, каковы границы интервенции в семью и многое другое, — говоритруководитель программы Ирина Алексеевна. Именно по этим причинам в преподавательский состав входят специалисты из разных сфер.
Клинический психолог, заведующая кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях Ирина Алексеевна Алексеева проведёт базовые разделы программы. Психолог, преподаватель Школы приёмных родителей, ведущая психологических групп для родителей особого ребёнка Елизавета Леонидовна Глибинарасскажет, как готовят кандидатов в приёмные родители, и покажет, как использовать методы арт-терапии при консультировании. В интервью «Психологической газете» она упоминает: «Арт-терапия является хорошим помощником и в психолого-педагогическом сопровождении приёмных семей. У специалистов есть возможность, поддерживая контакт, наблюдать за тем, как развиваются отношения между родителями и детьми, вести статистику, при необходимости — «терапевтировать», оказывать поддержку».
Анна Михайловна Добрер — психолог-консультант, супервизор, тренер — поделится опытом организации телефонов доверия в детских кризисных центрах. Андрей Валерьевич Зыков — психолог-консультант Фонда кризисной помощи детям и подросткам — расскажет о работе с родителями, которые плохо заботятся о детях, воспитывают ребёнка с нарушением поведения или особыми потребностями. Елена Ивановна Николаева — доктор биологических наук, специалист в области психофизиологии — изложит современные концепции по педагогике семьи.
— Люди, помогающие семье пройти через трудности, должны владеть методами семейной психотерапии и обучать семью шаг за шагом идти навстречу друг другу, потому что любить друг друга трудней, чем не любить, — замечает Елена Ивановна.
Психолог-консультант Анна Михайловна Раскина и врач-психиатр высшей категории, нарколог, психотерапевт Александр Рубенович Сейсян помогут разобраться с антикризисной работой с детьми и подростками.
Особое внимание специалисты уделят сохранению психического здоровья людей, занимающихся кризисным психологическим консультированием, потому что работа с острыми случаями может травмировать самого психолога или привести к эмоциональному выгоранию.
— Очень важно вовремя отреагировать на свои эмоции, чтобы не носить их в себе и не выгорать, разбирать с опытными коллегами то, что получается в работе, а что не очень работает и почему не работает, что ещё можно сделать, — подчёркивает Ирина Алексеевна.
До 2 февраля принимают документы, необходимые для зачисления в группу студентов — полный перечень документов, стоимость обучения и расписание занятий размещены на сайте Института практической психологии «Иматон».
Автор
Куравина Елизавета Андреевна
корреспондент «Психологической газеты»
Санкт-Петербург