Найти в Дзене
Storytel RU

Преступник, вольнодумец, герой: кем на самом деле был маркиз де Сад?

Маркиз де Сад — один из самых неоднозначных писателей в истории литературы. Споры вокруг него не затихают и в наши дни, так что до сих пор неясно, как относиться к его наследию. Кем он был на самом деле — преступником, вольнодумцем, развратником, а может быть, героем? Литературный критик Лиза Биргер рассказывает о жизни знаменитого француза.

13 февраля 1777 года в Париже по обвинению в похищении и совращении девицы был арестован и заключен в Венсенский замок маркиз де Сад — точнее, эксцентричный граф Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, сам себя объявивший маркизом и в возрасте 37 лет прославившийся своими похождениями. Не написав еще ни единой строчки, де Сад был по-своему знаменит на всю Францию — за скандалы в борделях, аресты вследствие разного непотребства и за то, что с двадцати лет полицейский инспектор Парижа Марэ запрещал принимать его в домах свиданий, где он бегал с плеткой-семихвосткой и требовал от девушек «непристойностей».

Этот самый полицейский инспектор Марэ пятнадцать лет потратил на то, чтобы изловить развратного графа, и арестовал его лично. Из истории этой охоты сам по себе вышел бы достойный сюжетец для книги.
Кадр из фильма «Перо маркиза де Сада»
Кадр из фильма «Перо маркиза де Сада»

А где, скажите, в жизни маркиза де Сада не было сюжета? Великому развратнику повезло с благодетельной и любящей женой. Она исправно навещала его в тюрьме, куда де Сада вскоре после свадьбы упекли за изнасилование, прощала, когда, выйдя на свободу, он улизнул в Италию с ее младшей сестрой, а на Сардинии, переодевшись в мужское платье, готовила его побег. Но из Венсенского замка выхода не нашла и, как подлинная нимфа, удалилась в монастырь. Из Венсена, затем Бастилии и клиники для душевнобольных Шарантон маркиз вышел только через 13 лет, в 1790-м, с ворохом рукописей. И тут опять же есть красивая история о том, как де Сад начал писать.

Его семья гордилась родством с Лаурой де Нове, за четыре века до того музой Петрарки. В 1779 году в замке Венсен эта самая Лаура явилась одинокому де Саду в ярком, словно явь, сне и призвала последовать за собой к Раю. Проснувшись, он потребовал принести ему книги и письменные принадлежности — с явления литературной музы для него начался свой собственный путь к свободе из оков тюрьмы, через создание воображаемого, не знающего никаких стен и преград мира. Ну а то, что одна и та же Лаура вдохновляла и юных десадовских развратниц (Жюльетту, порочную сестру Жюстины, пятнадцатилетнюю ненасытную Эжени), и платонические вздохи Петрарки, — шутка вполне в задорном десадовском духе.

Он сел веселым развратником, а вышел ярким и самобытным писателем: тут и новеллы, и пьесы, и философские опусы разных жанров — от «Диалога священника с умирающим» до романа «Алина и Валькур». В Бастилии же были написаны убористым почерком на длинном свитке бумаги «120 дней Содома». Из тюрьмы арестанта переводили спешно — всего несколько дней спустя она падет навсегда — и бумаги взять с собой не дали, так что де Сад полагал рукопись одного из главных своих трудов утраченной. И лишь 120 лет спустя оказалось, что ее вынес и перепродал тюремщик, — рукопись нашлась в доме одного из французских коллекционеров.

Не исключено, что одна из причин, по которой де Сад стал сочинителем, была финансовой. Пока он сидел в тюрьме, его богатая жена ушла в монастырь, а от аристократического предка ему в наследство достался только титул. Замок пришлось продать, зато обнищание сделало его плохой мишенью для разразившейся Французской революции — он вошел в нее присяжным трибунала, а не жертвой. Жертвой стал издатель Жируар, решившийся печатать десадовские книги: его гильотинировали прежде, чем он сумел подержать в руках тираж. Но если представить себе ту жестокую пору, в которую жил и творил де Сад, то кажется, что его тексты буквально рождены временем.

Кадр из фильма «Перо маркиза де Сада»
Кадр из фильма «Перо маркиза де Сада»

Под звуки гильотины и самых изощренных казней наверняка было не так уж и дико читать о младенцах, вырезаемых по частям из материнской утробы. В эпоху эротических приключений Версаля и щеголявшей своей сексуальной свободой аристократии описания совокуплений мало кого могли по-настоящему скандализировать, тем более что эротические романы во Франции уже были в почете, вспомнить хотя бы успех «Опасных связей» Шодерло де Лакло.

Наверняка в жизни де Сад был не таким уж чудовищным извращенцем, как он старался показать в своих самых ярких порнографических, или, как сейчас сказали бы, садических произведениях, где он просто искал свою формулу литературного успеха. Не забывая, главное, и преподать свою мораль — что никакой морали нет.

Бога нет, закона нет, государство доказало свою несостоятельность, добродетель не будет вознаграждена, зло не будет побеждено, так что в нашем будуаре все дозволено.

Ему недолго удавалось оставаться на свободе. Случилась революция — де Сада призвали руководить революционным трибуналом. Он не вынес ни одного смертного приговора — и это человек, в честь которого назван «садизм»! — а кое-кому даже помог сбежать. Вскоре был арестован сам, за «умеренность», и получил еще десять месяцев в тюрьме. Он вышел в 1794 году, впереди были последние шесть лет на свободе — в конце земного пути он с горестью скажет: «Антракты в моей жизни были слишком длинны».

Он прожил это последнее шестилетие в крайней нищете: семейный замок был продан за долги, и зарабатывать на жизнь приходилось участием в театральных представлениях за 40 су в день. Третий арест мог стать почти избавлением, и на этот раз де Сада арестовали именно за его романы, в частности «Жюстину» — «самую ужасную из всех непристойных». После года в тюрьме маркиза снова перевели в лечебницу для душевнобольных, где он считался буйным и опасным пациентом.

Тем не менее с любезного разрешения управляющего он построил собственный театрик — тот самый знаменитый балаган, где душевнобольные играли для душевнобольных безумные садовские пьесы, а сам маркиз был и бутафором, и декоратором, и суфлером своих фантазий. Закрыли этот храм искусства по приказу самого министра внутренних дел, а через год умер и де Сад: в 1814-м, в присутствии сына, который поспешил тут же сжечь все оставшиеся от отца документы.

Кадр из фильма «Перо маркиза де Сада»
Кадр из фильма «Перо маркиза де Сада»

«Я льщу себя надеждой также, что и имя мое изгладится из памяти людей», — писал де Сад в завещании. Случилось ровно наоборот: написанные им тексты опубликованы зачастую только в ХХ веке и примерно тогда же по-настоящему прочитаны. В XIX веке де Сад считался чудовищем и чтение его романов грозило гибелью души и тела.

Легенды о девушках, которые, прочитав де Сада, сходили с ума или заканчивали жизнь самоубийством, дожили и до наших дней.

Мы боимся де Сада, сказавшего устами одной из своих героинь, что «убийство есть последний предел сладострастия», — и вдохновившего, например, «болотных убийц» в Англии середины прошлого века, истязавших детей для своих сладострастных утех.

Правда, можно возразить, что сам маркиз никого не убивал — наоборот, в роли присяжного революционного трибунала оказался страстным противником убийства. И вообще на деле он был противником любого организованного насилия — со стороны ли государства, семьи или морали. Да, у него отцы-распутники вскрывают утробы дочерям и насилуют младенцев — но именно потому, что нет никакого Бога, закона или государя. ХХ веку, потонувшему под тяжестью диктатур, очень пригодился де Сад, у которого добродетель глупа, порок роскошен, а всякая мораль неизменно оказывается повержена.

Но как — и, главное, зачем — читать де Сада в XXI веке? Кажется несправедливым, что его творчество ограничивают «порнографической» четверкой: «120 дней Содома», «Новая Жюстина», «Жюльетта» и «Философия в будуаре». У него есть немало вещей и более куртуазных, и более ироничных. Так, в тексте «Двойное испытание» нет ни одной оголенной задницы, а только рыцари, падающие к ногам прекрасных дам. Там богатый герцог, задумав выбрать себе невесту меж двух вдовушек, добродетельной и порочной, устраивает каждой грандиозное представление в своем замке с фейерверками и циклопами.

По нашим меркам настоящий блокбастер с участием огромной массовки — как на съемках «Дау» Хржановского или на празднествах в Версале эпохи Людовика ХIV. Эта способность ради прихоти перенестись в места воображаемые — одна из самых заразительных особенностей текстов де Сада, та самая свобода, которую можно испытать в его сочинениях и сегодня, без всякого ущерба для собственных моральных принципов.