Найти тему
Работа. Карьера. Призвание

Человек экономический, или Личная выгода - наше всё?

Адам Смит в XVIII веке, а вслед за ним и другие отцы-основатели экономики как науки определили всех нас, людей, как «человека экономического» – рационального, расчетливого и сосредоточенного лишь на собственной выгоде. Он, якобы, лишен сантиментов, движим страхами, жаден и мыслит только товарно-денежными категориями. Собственно, на этой идее и была построена вся модель рыночных отношений: сугубо личный интерес индивида – как двигатель экономики. И эта мысль не один десяток лет усиленно внедрялась в сознание людей.

Показательные случаи на эту тему произошли уже в наше время:

1) В одном из детских садов Израиля родители постоянно опаздывали вечером за детьми из-за интенсивного графика работы, и воспитателям приходилось задерживаться. По совету местных экономистов администрация детсада решила искоренить эту проблему путём введения штрафов за опоздания, то есть задерживающийся родитель должен был платить деньги. Но в результате они стали приходить ещё позже! Как такое стало возможно?! Оказалось, что штраф случайно уничтожил именно то, что заставляло родителей стремиться прийти вовремя – чувство долга по отношению к воспитателям и неловкость оттого, что подводишь их своим поведением. Получается, штрафом детсад невольно обозначил цену опоздания, а раз есть цена, которую ты платишь, появляется чувство, что ты всё делаешь правильно. Моральный аспект скончался за ненадобностью. Отношения между родителями и воспитателями изменились.

2) В Швейцарии был поставлен такой эксперимент: опрос общественного мнения на тему возможности размещения в исследуемой местности предприятия по переработке ядерных отходов. Экспериментаторы ходили по домам людей, проживающих в данном районе, и спрашивали о возможности такого размещения. 50% жителей ответило «да». Они понимали опасность соседства ядерных отходов и то, что в результате этого стоимость их жилья упадёт, но рассуждали, что где-то же это должно находиться. И раз власти решили, что здесь, значит, людям нужно брать на себя ответственность как швейцарским гражданам. Когда же местных жителей спросили, допускают ли они возможность такого размещения при условии, что им за это ежегодно будут выплачивать в виде компенсации крупную денежную сумму (в размере средней зарплаты за 6 недель), число согласившихся внезапно сократилось до 25%. Почему? Выяснилось, что люди хотели быть сознательными гражданами своей страны, но новому денежному стимулу удалось убить это первоначальное благое намерение.

Оба этих наблюдения позволили сделать вывод, что человек экономический – это миф. Большинство из нас не лишено чувств и ответственности, а также ориентировано на сотрудничество и справедливость. Во всяком случае, взрослые люди. Если же мы видим, что в ответ на наше поведение кто-то ведёт себя несправедливо, мы чаще отказываемся участвовать в затее, даже если нам это экономически выгодно.

Но с какого возраста мы становимся такими взрослыми?

Психологи провели эксперимент с участием детей детсадовского возраста и школьников 2 и 7 классов. В ходе него выяснилось, что ребята 7 лет и старше реагируют на несправедливость так же, как взрослые, – она их огорчает. Детсадовцы же ведут себя как «человек экономический». Когда пятилетним детям предложили разделить некую сумму денег, их не интересовало, будет ли делёж справедливым – каждый хотел получить как можно больше. И радостно загребал, сколько мог. Исследователи сделали вывод, что в семилетнем возрасте человек начинает принимать во внимание морально-этические аспекты отношений между людьми, а не действовать как пятилетний человек экономический под девизом «мне-мне-мне!».

Понятное дело, что цифры про возраст – некое усреднение. Все мы можем вспомнить вполне взрослых по паспорту людей, которые до сих пор ведут себя как жадные пятилетки;) А руководителям и владельцам бизнеса полезно было бы задуматься, не убивают ли они ориентацией на обороты и прибыли (своей собственной и внушаемой сотрудникам) изначальное стремление людей работать ради идеи, как в выше приведённых примерах.

Галина Бобкова, www.ccgb.ru