Мебель с резными элементами всегда смотрится богато и внушительно. Если краснодеревщик владеет навыками резьбы по дереву, то это значительно обогащает его творческий арсенал и позволяет создавать дорогие и неповторимые вещи.
Конечно не всякую мебель стоит обязательно наделять резьбой, но если уж взялись, то необходимо ознакомиться с соответствующей литературой, посвященной декоративным элементам и приемам декорирования мебели вообще и резными элементами в частности.
Есть много примеров неудачного декорирования, когда резной декор применяется методом "тыка". Иначе говоря, у мастера есть какой-то резной элемент и есть уже изготовленная мебель или ее деталь, и он начинает "пристраивать" эту накладку или профиль куда попало, оценивая подойдет ли она тут или тут. Как, например, уже готовый фасад с филенкой.
Такое "прикладывание" никогда не приведет к правильному результату уже на одном простом основании, что в 99% случаев детали будут не подогнаны ни в пропорциях ни в размерах к тем элементам, которые будут декорированы. А учитывая еще и несовпадение стилистик предмета и резного элемента, "фиаско" вообще обеспечено.
Хотя, должен сказать, что не многие могут увидеть эти недостатки, но разбирающиеся отметят это непременно.
В свое время я посещал Ленинскую библиотеку, где изучал различную литературу по этому вопросу, хотя общие принципы декорирования изложены в разных доступных источниках и, применяя общие правила, можно избежать крупных ошибок, а в нюансах можно спокойно "лавировать" - это уже вопрос гармонии и внутреннего чутья. Интересно было изучать даже курсовые работы учащихся различных учебных заведений, где, к примеру, один и тот же гарнитур декорировался в различных стилях и элементах.
Лучшим предметом для изучения в этой области является антикварная мебель и элементы интерьеров (не вся, разумеется, неудачные примеры там тоже можно встретить) . Вот уж где уровень проработанности всех линий и общей гармонии достигает максимальных высот. Хотя удивляться тут нечему - наши предки давным давно вывели все законы общей гармонии, что в архитектуре, что в живописи и вообще где-бы то ни было.
На фото выше буазерская панель в Grande Salle à Manger в отеле Noirmoutier во Франции. Панель представляет из себя по сути комбинированный фасад из общей рамы, профильной накладки с резьбой, а также филенки, украшенной барельефами. Помимо общей композиции рисунка, стоит обратить внимание также на безупречное владение мастером объемными пропорциями - детали согласованы друг с другом, растительный орнамент плавно и изящно "течет" по профилям и граням, не выпячиваясь и не проваливаясь в общей плоскости компонента.
Кроме того там есть один любопытный технический момент, на котором я остановлюсь позже, когда буду более детально рассматривать вопросы создания фасадов с резными элементами.
С чего начинать
Декорирование мебели резными элементами, как и в любом другом деле нужно начинать с простого. Хотя даже и в этом случае результаты часто выглядят очень внушительно. Как пример : ученик изготовил свою первую рельефную накладку
Как можно видеть из фото ниже, ее одной вполне достаточно, чтобы разительно преобразить и обогатить спинку кровати.
Конечно, тут еще добавлена пара точеных элементов, но в целом "всю погоду" делает именно резная накладка. Она довольно неплохо вписана в деталь и "держит" общую плоскость с филенкой и верхом.
Зрительно убрав эти элементы, получим ничем непримечательную заурядную спинку.
Конечно, все вышесказанное не означает, что нужно обязательно всю мебель украшать резьбой. Не стоит забывать, что есть стили и направления и каждый из них уместен и хорош по-своему.
Приглашаю на свой новый сайт столярных шаблонов и приспособлений https://stolyarshablon.ru/
Оцените статью и подпишитесь на канал ПОДПИСАТЬСЯ