Главная болезнь, которую мы победили, — это оспа. Она уносила жизни миллионов людей. Люди гибли в основном в городах, в плотной застройке. Оспа — уникальный вирус, антропогенный, он передается только от человека к человеку. Так как это была только человеческая болезнь, мы смогли привить всех людей, и оспа исчезла.
От черной оспы до СПИДа: чем опасны вирусные инфекции
ВОЗ в 1980-х годах собиралась на большой съезд, и вакцинологи обсуждали, что делать с вирусом. Оспы нет, а вирус в пробирке хранится в двух лабораториях мира — в России и США. Казалось бы, можно было ее уничтожить. Но несколько человек в выступлении говорили о том, что не надо стараться сделать из себя бога: мы можем не знать, зачем этот вирус существует. В результате было решено сохранить вирус оспы.
5 мифов о ВИЧ
Вторая болезнь, которую мы победили теоретически, но не в действительности, — это полиомиелит — болезнь, которая дает паралич ног на всю жизнь. В 1950-е годы вспышка полиомиелита произошла в Соединенных Штатах и потом стала расползаться по всему миру. В то же время в СССР заболел внук Анастаса Микояна, после чего сразу был создан Институт полиомиелита. Была разработана российская вакцина — хорошая, качественная, применявшаяся десятилетиями и поставлявшаяся другим странам.
Выходит, что полиомиелит не побежден, и, несмотря на наличие вакцины, болезнь все еще существует. Вирус очень устойчив во внешней среде. Остаются случаи заболевания в самых тяжелых местах мира: на севере Нигерии, в центре Афганистана, в дальних частях Индии. То есть это болезнь, которая контролируется вакцинами, но сказать, что она побеждена, нельзя.
Нужно ли бояться прививок
Примерно в этой же ситуации была корь. Она оставалась, но встречалась настолько редко, что все и думать забыли о ней. В результате этого напряжение спало, страх, который был у людей перед болезнями, пропал. А мы сейчас имеем вспышку кори, причем по всему миру, и она будет только нарастать, потому что в общественном сознании перестали бояться болезни и детей больше не прививают.
Сейчас большая проблема — это борьба с туберкулезом, потому что у нас есть вакцины, но они плохо работают. Наибольшее число производителей делают туберкулез из того штамма, который был впервые создан как вакцина в 1927 году. То есть сто миллионов раз его перевивали, а в каждом случае возможны мутации. Их накопилось очень много, и, видимо, надо заново создавать туберкулезную вакцину. Но для этого требуется вложить много денег в исследования.